По будням с 09.00 до 18.00
Мы online:

Начнём с того, что при деятельности любой организации – крупной или мелкой, офисной или производственной – образуется мусор или другими словами «отходы». Что бы эти отходы утилизировать (не важно каким способом: разместить на полигоне отходов, переработать, отправить на термическое уничтожение), компании, занимающиеся утилизацией, должны понимать, что за мусор (отходы) к ним поступают: из чего состоят, в каком виде и т.п. И именно для того, чтобы ответить на данные вопросы в Российском законодательстве и введён такой документ, как «Паспорт отхода».

Состав паспорта отхода

  В паспорте отхода учитывается место, где образовался отход, агрегатное состояние отхода: 

  • твёрдое,

  • жидкое,

  • эмульсия (состояние «жидкое в жидком»),

  • суспензия (состояние «твёрдое в жидком»),

  • и прочие.

Также в паспорте отхода учитывается состав данного отхода: из каких компонентов отход состоит – химический состав (из каких химических элементов состоит отход) или морфологический состав (из каких веществ состоит отход). Эти данные получаются путём исследований отхода в аккредитованных на данную деятельность лабораториях.

Определение паспорта отхода

Все эти данные необходимы для того, чтобы определить класс опасности отхода, а также соотнести образовавшийся отход со справочником отходов, называемым «Федеральный каталог отходов (ФККО)». В классификационном каталоге все отходы распределены по виду деятельности, от которого они образовались, и далее в зависимости от состава отхода, его агрегатного состояния ему присваивается определённый класс опасности. Всего введено пять классов опасности для отходов: от первого – наиболее опасного, до пятого – практически неопасного. К какому классу относится отход можно определить по последней цифре в коде отхода. Например, наиболее «популярный» отход (образующийся у всех, без исключения, организаций) – это обычный бытовой отход, который мы выбрасываем в мусорную корзину. Он имеет официальное название – «мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» и имеет следующее обозначение:

7 33 100 01 72 4  

Цифра «4» на конце и есть тот самый класс опасности отхода.

Паспорт отхода является бессрочным документом, если не изменяется место его образования или не изменяется сам «образователь» отхода (т.е. юр. лицо или ИП).

Порядок выполнения работ

01

Осмотр площадки и анализ видов отходов

Осмотр территории предприятия организации для определения отходообразующей деятельности и составления перечня образующихся отходов.

02

Составление перечня отходов и определение их согласно ФККО

Преобразование отходов, найденных на площадке заказчика из «бытовых названий» в названия согласно ФККО.
03

Составление заявки в лабораторию для проведения анализов отходов

После определения количества отходов и согласования их с заказчиком составляется заявка в лабораторию, аккредитованную на проведение исследований отходов.

04

Согласование протоколов с лабораторией

Лаборатория на основе заявки с видами отходов проводит анализ отходов и после этого предоставляет предварительные варианты протоколов (черновики) для проверки: наименования отходов, адресов отбора проб, названия юридических лиц и т.п. Это всё делается с целью избежать ошибок при дальнейшей печати протоколов исследований.
05

Получение готовых протоколов отходов

После согласования протоколов отходов, лаборатория предоставляет окончательные варианты протоколов с указанием необходимых данных.

06

Разработка паспортов отходов

На основе полученных протоколов лабораторных исследований отходов происходит разработка самих паспортов отходов, подготовки сведений об отходе, в отдельных случаях расчёта класса опасности отхода.

07

Передача ПО заказчику

После разработки паспортов отходов формируется комплект документов по паспортам отходов для передачи на подпись заказчику.

Что делать, если отхода нет в ФККО?

В современном быстроменяющемся мире, где исследования и производства не стоят на месте, не редко случается так, что образовавшийся отход нельзя определённо отнести к какому-либо отходу из классификатора. В лучшем случае можно отнести к «группе» отходов: например:

«Смеси пестицидов и агрохимикатов, утративших потребительские свойства» — 1 14 128 00 00 0

Т.е. отход имеет цифру «0» на конце кода, что означает, что отход не внесён в справочник (отход считается не внесённым в ФККО), и для того, чтобы его туда внести нужно, проделать всю обычную процедуру по паспортизации отхода. Отправить сведения об отходе в Росприроднадзор, и ожидать, когда отход внесут в ФККО. Здесь существует один нюанс – срок действия паспорта отхода, не внесённого в ФККО, уже имеет срок – это срок, до которого отход вносится в классификатор отходов. По текущему законодательству Росприроднадзор должен это сделать в течение 90 рабочих дней после получения сведений об отходе. После внесения отхода в ФККО, т.е. после того, как отходу присвоят определённый класс опасности, у этого отхода появится уже другой код с цифрой от 1 до 5 на конце. И следуя логике законодателей, это будет уже другой отход, с другим кодом, а значит всю процедуру по паспортизации этого отхода нужно будет провести заново. Однако в этом случае срок действия паспорта отхода уже будет бессрочным.

Как заказать паспорт отхода

Мы в компании «ДПЭ» свяжемся с аккредитованными лабораториями, разработаем для Вас сам паспорт отхода и передадим вам весь комплект документов, чтобы у Вас не болела голова, что может что-то неправильно сделано. Ведь за отсутствие или неверное оформление паспорта отхода имеется наказание согласно п.9 ст.8.2 КоАП в виде следующих штрафов:    

  • для должностных лиц – 20 000 – 40 000 руб.

  •  для ИП – 40 000 – 60 000 руб.

  •  для юр. лиц – 200 000 – 350 000 руб.

Стоимость разработки паспорт отхода в нашей компании составляет 3 500 рублей, что очень демократично, если судить в среднем по рынку. Мы этого добились благодаря чётко отстроенной работе, взаимодействию с лабораториями и, конечно, не малому количеству имеющихся клиентов. Чтобы убедиться в этом, просто свяжитесь с нами! Надеемся увидеть Вас в числе наших постоянных клиентов и до встречи!

Частые вопросы

Наши цены указаны без НДС, т.к. мы применяем упрощённую систему налогообложения и не платим НДС в принципе.

Нет для отходов 5-го класса паспорт отхода не нужно делать – это указано в законах. Для данных отходов делается отдельное лабораторное исследование – «Биотестирование», оно и подтверждает, что отход относится к 5-му классу опасности.

На данный момент с точки зрения экологического законодательства медицинские отходы не являются отходами и на них невозможно сделать паспорт отхода. Пока существует только сноска в СанПиН 2.1.3684-21 о том что «медицинские отходы класса А» можно ассоциировать с ТКО в плане обращения с отходами, но паспорта отходов при этом всё равно не делаются.

Компания-перевозчик отходов в конце отчётного периода (обычно это квартал) передаёт образователю отходов «акт о приёме-передачи отходов» (не путать с бухгалтерским «актом выполненных работ») в котором указываются виды отходов, забранные в данном периоде и количество, указанное в тоннах и/или куб. метрах. Данный акт в дальнейшем будет основным документом при составлении всех отчётностей по отходам.

Накопление отходов возможно до 11 месяцев, но не более, т.к. иначе это будет являться «размещением» отходов, которое лицензируется, а отсутствие лицензии карается большими штрафами. Но также необходимо отметить, что для отдельных отходов предусмотрены санитарные нормы накопления: допустим смешанные отходы, содержащие пищевые отходы, необходимо вывозить не реже 1 раза в 3 дня.

Если это отходы 1-4 класса опасности, то нет — их необходимо передавать ТОЛЬКО организациям, имеющим лицензию на обращение с отходами (сбор, транспортирование, утилизация, размещение). Если это отходы 5 класса опасности, то их можно отдавать нелицензируемым организациям или лицам, но даже в этом случае необходимо документирование такой передачи (договор, сколько и кому передано отходов).

На данные момент законодательство требует наличие паспорт отхода у «образователя отхода», не зависимо от того, чем он занимается, поэтому даже если компания работает только в офисе и за неё отчитывается арендодатель ей всё равно необходимо разрабатывать паспорт отхода (ТБО).

До 2021 года необходимо было для всех паспортов отходов отправлять их вторые экземпляры в Росприроднадзор, с 2021 года этого делать не нужно. Данное требование осталось только для отходов, не входящих в ФККО, но с такими отходами сталкивается очень малое количество предприятий.

Нет, текущее законодательство по паспортизации отходов распространяется только на юридических лиц и ИП.

Столько, сколько у предприятия образуется отходов от прямой и сопутствующей деятельности, для этого перед паспортизацией отходов необходимо производить инвентаризация отходов.

Другие материалы по теме

Нас рекомендуют

Заказать консультацию