По будням с 09.00 до 18.00
Мы online:

Заняться паспортизацией отходов любую организацию или предпринимателя заставляет текущее российское законодательство: Федеральные законы №7 и №89 говорят о том, что проводить паспортизацию отходов необходимо всем, кто образует отходы. Даже если предприятие маленькое, даже если в его штате только 1 человек (директор), то даже в этом случае образуется бытовой мусор или другими словами – отходы, от работы этого человека.

Какие отходы бывают?

Надеемся, что мы вас убедили в том, что паспортизацию отходов нужно проводить всем, поэтому настала пора объяснить и как её сделать.

Для начала необходимо сообщить, что существует «Всероссийский» справочник отходов – он называет Федеральный каталог отходов или ФККО. Этот каталог содержит несколько тысяч видов отходов разделённый определёнными принципами (сейчас не важен принцип разделения) и если ваш отход имеется в этом справочнике, то значит, что это отход «входящий в ФККО». Однако не все отходы можно найти в этом каталоге, т.к. постоянно появляются новые отходы: например, в свете развития технологий и, как следствие, образование новых отходов от них. Если отход отсутствует в каталоге, то его называют «не входящим в ФККО».

Паспортизация отходов «входящих в ФККО» и «не входящих в ФККО» имеет заметные отличия.

Паспортизация отхода «входящего в ФККО»

Здесь всё довольно несложно:

  • необходимо сопоставить свой отходы с классификационным каталогом и понять, что это за отход (его название и код);

  • необходимо сделать анализ отхода. Законодательство допускает 2 вида анализов: химический (иногда сокращают – КХА) или компонентный (ещё называемый – морфологическим), эти анализы делают аккредитованные лаборатории. Так же кроме протоколов анализов нужно получить от лаборатории акт отбора проб и аттестат аккредитации данной лаборатории.

  • составить паспорт отхода по форме из Приказа МПР № 1026.

Всё – паспорт отхода готов и действует бессрочно.

Порядок выполнения работ

01

Осмотр площадки и анализ видов отходов

Осмотр территории предприятия организации для определения отходообразующей деятельности и составления перечня образующихся отходов.

02

Составление перечня отходов и определение их согласно ФККО

Преобразование отходов, найденных на площадке заказчика из «бытовых названий» в названия согласно ФККО.

03

Составление заявки в лабораторию для проведения анализов отходов

После определения количества отходов и согласования их с заказчиком составляется заявка в лабораторию, аккредитованную на проведение исследований отходов.

04

Согласование протоколов с лабораторией

Лаборатория на основе заявки с видами отходов проводит анализ отходов и после этого предоставляет предварительные варианты протоколов (черновики) для проверки: наименования отходов, адресов отбора проб, названия юридических лиц и т.п. Это всё делается с целью избежать ошибок при дальнейшей печати протоколов исследований.

05

Получение готовых протоколов отходов

После согласования протоколов отходов, лаборатория предоставляет окончательные варианты протоколов с указанием необходимых данных.

06

Разработка паспортов отходов

На основе полученных протоколов лабораторных исследований отходов происходит разработка самих паспортов отходов, подготовки сведений об отходе, в отдельных случаях расчёта класса опасности отхода.

07

Передача ПО заказчику

После разработки паспортов отходов формируется комплект документов по паспортам отходов для передачи на подпись заказчику.

Паспортизация отхода «не входящего в ФККО»

А вот тут процесс заметно сложнее:

  • Нужно так же сделать анализ отхода (по тем же принципа, что и для отходов «входящих в ФККО»);

  • Составить паспорт отхода;

  • Подготовить заявление о рассмотрении паспорт отхода;

  • Отправить отход в адрес Росприроднадзора;

  • Дождаться внесения отхода в ФККО.

Здесь паспорт отхода действует до момента его включения в ФККО. После рассмотрения Росприроднадзором предложенного предприятием паспорта отхода, это предприятие должно получить письмо о включении отхода в ФККО. В течение 60 дней, после включения отхода в каталог необходимо снова проделать процедуру паспортизации отхода уже как для отхода «входящего в ФККО». И тогда он будет действовать бессрочно.

Какие штрафы за отсутствие паспортизации отходов?

Штрафы за отсутствие паспортизации отходов предусмотрены пунктом 9 статьи 8.2 КоАП. Там говорится о том, что будут наложены следующие денежные штрафы:

  • На должностных лиц – 20 000 – 40 000 руб.

  • На ИП – 40 000 – 60 000 руб.

  • На юридических лиц – 200 000 – 350 000 руб.

Возможно, некоторые из вас всё же не рискнут составлять паспорт отхода самостоятельно, поэтому мы готовы предложить помощь в паспортизации ваших отходов. Помимо доступной стоимости – 3 500 рублей за 1 отход, вы можете быть уверены в выполнении наших работ согласно актуальным требования законодательства и получите консультирование по всем возникающим в данной сфере вопросам.

Частые вопросы

Наши цены указаны без НДС, т.к. мы применяем упрощённую систему налогообложения и не платим НДС в принципе.

Нет для отходов 5-го класса паспорт отхода не нужно делать – это указано в законах. Для данных отходов делается отдельное лабораторное исследование – «Биотестирование», оно и подтверждает, что отход относится к 5-му классу опасности.

На данный момент с точки зрения экологического законодательства медицинские отходы не являются отходами и на них невозможно сделать паспорт отхода. Пока существует только сноска в СанПиН 2.1.3684-21 о том что «медицинские отходы класса А» можно ассоциировать с ТКО в плане обращения с отходами, но паспорта отходов при этом всё равно не делаются.

Компания-перевозчик отходов в конце отчётного периода (обычно это квартал) передаёт образователю отходов «акт о приёме-передачи отходов» (не путать с бухгалтерским «актом выполненных работ») в котором указываются виды отходов, забранные в данном периоде и количество, указанное в тоннах и/или куб. метрах. Данный акт в дальнейшем будет основным документом при составлении всех отчётностей по отходам.

Накопление отходов возможно до 11 месяцев, но не более, т.к. иначе это будет являться «размещением» отходов, которое лицензируется, а отсутствие лицензии карается большими штрафами. Но также необходимо отметить, что для отдельных отходов предусмотрены санитарные нормы накопления: допустим смешанные отходы, содержащие пищевые отходы, необходимо вывозить не реже 1 раза в 3 дня.

Если это отходы 1-4 класса опасности, то нет — их необходимо передавать ТОЛЬКО организациям, имеющим лицензию на обращение с отходами (сбор, транспортирование, утилизация, размещение). Если это отходы 5 класса опасности, то их можно отдавать нелицензируемым организациям или лицам, но даже в этом случае необходимо документирование такой передачи (договор, сколько и кому передано отходов).

На данные момент законодательство требует наличие паспорт отхода у «образователя отхода», не зависимо от того, чем он занимается, поэтому даже если компания работает только в офисе и за неё отчитывается арендодатель ей всё равно необходимо разрабатывать паспорт отхода (ТБО).

До 2021 года необходимо было для всех паспортов отходов отправлять их вторые экземпляры в Росприроднадзор, с 2021 года этого делать не нужно. Данное требование осталось только для отходов, не входящих в ФККО, но с такими отходами сталкивается очень малое количество предприятий.

Нет, текущее законодательство по паспортизации отходов распространяется только на юридических лиц и ИП.

Столько, сколько у предприятия образуется отходов от прямой и сопутствующей деятельности, для этого перед паспортизацией отходов необходимо производить инвентаризация отходов.

Другие материалы по теме

Нас рекомендуют

Заказать консультацию