Сроки
От 7 до 10 дней
1-й класс — чрезвычайно опасные отходы;
2-й класс — высокоопасные отходы;
3-й класс — умеренно опасные отходы;
4-й класс — малоопасные отходы;
5-й класс — практически неопасные отходы.
Чтобы понять к какому классу опасности относится какой-либо отход, следует провести лабораторные (иногда называемые – полевые или камеральные) исследования этого отхода. В основном этим исследованием является – КХА, комплексный химический анализ – т.е. отходы исследуются на то из каких химических элементов они состоят (кремний, железо, углерод и т.п.). Так же не редко используется морфологический (он же компонентный) анализ, т.е. отходы исследуются на то из каких веществ они состоят (песок, металлическая стружка, полимерные волокна и т.п.). На основе проведённого анализа (или компонентного или КХА) делается расчёт класса опасности отхода, после чего и выясняется насколько этот отход опасен для окружающей среды. И уже эти данные являют основание для того, чтобы разработать паспорт отхода, который, помимо того, что требуется по законодательству, так же требуется и для того, чтобы забрать данный отход у природопользователя. Дело в том, что компаниям вывозящим отходы запрещается их вывоз без оформленного паспорта отхода, ведь теоретически — они не знают класс опасности отхода, его состав, а значит не знают что, с отходом делать и куда его везти.
Однако же паспорта отходов составляются на отходы с 1-го по 4-й класс опасности. А что же делать с отходами 5-го класса опасности? Т.к. это «практически неопасный» вид отходов, то и деятельность по его обращению не лицензируется (что установлено на законодательном уровне), поэтому данные отход можно передать любой организации или частному лицу для дальнейшей работы с ним. Например, опилки пригодятся тем, кто держит животных, а бумажную макулатуру можно пустить на выпуск новой бумаги.
Кстати, так распространённый «пластиковый мусор», тоже является отходом 5-го класса, если ничем не загрязнён (бутылки из-под напитков). Однако, чтобы подстраховаться в том, что переданные отходы действительно не опасные законодательство требует провести ещё один вид анализов – «Биотестирование».
Порядок выполнения работ
Осмотр площадки
Осмотр территории предприятия организации для определения отходообразующей деятельности и составления перечня образующихся отходов.
Составление перечня отходов и определение их согласно ФККО
Преобразование отходов, найденных на площадке заказчика из «бытовых названий» в названия согласно ФККО.
Составление заявки в лабораторию для проведения анализов отходов
После определения количества отходов и согласования их с заказчиком составляется заявка в лабораторию, аккредитованную на проведение исследований отходов.
Согласование протоколов с лабораторией
Лаборатория на основе заявки с видами отходов проводит анализ отходов и после этого предоставляет предварительные варианты протоколов (черновики) для проверки: наименования отходов, адресов отбора проб, названия юридических лиц и т.п. Это всё делается с целью избежать ошибок при дальнейшей печати протоколов исследований.
Получение готовых протоколов отходов
После согласования протоколов отходов, лаборатория предоставляет окончательные варианты протоколов с указанием необходимых данных.
Разработка паспортов отходов
На основе полученных протоколов лабораторных исследований отходов происходит разработка самих паспортов отходов, подготовки сведений об отходе, в отдельных случаях расчёта класса опасности отхода.
Передача ПО заказчику
После разработки паспортов отходов формируется комплект документов по паспортам отходов для передачи на подпись заказчику.
Суть данного анализа заключается в том, что из отхода делают «водную вытяжку» — разбавляют измельчённый отход с дистиллированной водой. Потом в данный раствор (в водную вытяжку) помещают живые организмы, только не кроликов с мышами, а простейшие многоклеточные существа, обычно это дафнии – планктон из рода ракообразных, их размер невелик: от 0,2 до 5 мм. После этого смотрят, как долго данные живые организмы проживут в этом растворе и с какой скоростью они будут погибать. Далее на основе таблиц и формул производят расчёты и делается заключение о том, что отход действительно неопасный и выдаётся «протокол Биотестирование». Данный документ, выдаваемый на отходы 5-го класса опасности, по сути, заменяет паспорт отхода, которые выдаётся на отходы остальных классов. Эту информацию прекрасно знают и компании, вывозящие мусор – они не будут требовать от вас паспорт отхода на 5-й класс, и проверяющие органы – для них наличие «протокола Биотестирование» также будет является достаточным подтверждением того, что отход имеет необходимые документы.
Наша компания предлагает своим клиентам услуги по проектированию паспортов отходов для отходов 1-4 класса опасности и подготовке «протоколов Биотестирования» для отходов 5-го класса опасности. Все работы выполняются классифицированными специалистами с многолетним опытом работы в экологическом проектировании. Наши инженеры-экологи проведут все мероприятия по правильному оформлению документации и в результате вы получаете полный пакет экологической документации, а также круглосуточную поддержку и пост-проектные консультации. Звоните – мы будем рады видеть вас среди постоянно увеличивающегося числа наших клиентов.
Частые вопросы
Наши цены указаны без НДС, т.к. мы применяем упрощённую систему налогообложения и не платим НДС в принципе.
Нет для отходов 5-го класса паспорт отхода не нужно делать – это указано в законах. Для данных отходов делается отдельное лабораторное исследование – «Биотестирование», оно и подтверждает, что отход относится к 5-му классу опасности.
На данный момент с точки зрения экологического законодательства медицинские отходы не являются отходами и на них невозможно сделать паспорт отхода. Пока существует только сноска в СанПиН 2.1.3684-21 о том что «медицинские отходы класса А» можно ассоциировать с ТКО в плане обращения с отходами, но паспорта отходов при этом всё равно не делаются.
Компания-перевозчик отходов в конце отчётного периода (обычно это квартал) передаёт образователю отходов «акт о приёме-передачи отходов» (не путать с бухгалтерским «актом выполненных работ») в котором указываются виды отходов, забранные в данном периоде и количество, указанное в тоннах и/или куб. метрах. Данный акт в дальнейшем будет основным документом при составлении всех отчётностей по отходам.
Накопление отходов возможно до 11 месяцев, но не более, т.к. иначе это будет являться «размещением» отходов, которое лицензируется, а отсутствие лицензии карается большими штрафами. Но также необходимо отметить, что для отдельных отходов предусмотрены санитарные нормы накопления: допустим смешанные отходы, содержащие пищевые отходы, необходимо вывозить не реже 1 раза в 3 дня.
Если это отходы 1-4 класса опасности, то нет — их необходимо передавать ТОЛЬКО организациям, имеющим лицензию на обращение с отходами (сбор, транспортирование, утилизация, размещение). Если это отходы 5 класса опасности, то их можно отдавать нелицензируемым организациям или лицам, но даже в этом случае необходимо документирование такой передачи (договор, сколько и кому передано отходов).
На данные момент законодательство требует наличие паспорт отхода у «образователя отхода», не зависимо от того, чем он занимается, поэтому даже если компания работает только в офисе и за неё отчитывается арендодатель ей всё равно необходимо разрабатывать паспорт отхода (ТБО).
До 2021 года необходимо было для всех паспортов отходов отправлять их вторые экземпляры в Росприроднадзор, с 2021 года этого делать не нужно. Данное требование осталось только для отходов, не входящих в ФККО, но с такими отходами сталкивается очень малое количество предприятий.
Нет, текущее законодательство по паспортизации отходов распространяется только на юридических лиц и ИП.
Столько, сколько у предприятия образуется отходов от прямой и сопутствующей деятельности, для этого перед паспортизацией отходов необходимо производить инвентаризация отходов.
Другие материалы по теме