По будням с 09.00 до 18.00
Мы online:

Каждый год на территории нашей страны открываются новые промышленные площадки, влияющие на экологические показатели биосферы: геосферы, гидросферы и, конечно, атмосферы. В связи с этим в начале XXI века в нашей начинается законодательно создаваться нормативная база, направленная на сохранение окружающей среды. Несколько лет назад правительство пришло к тому, что необходимо разграничить все предприятия по силе их влияния на природу. Эти разграничения стали называться категориями в зависимости от степени влияния на окружающую среду (ОС).

Законодательные основы постановки объектов НВОС

Законодательно категории появились в Постановлении Пр-ва №1029 от 28.09.2015 года. И хотя, основные моменты об объектах НВОС находятся в ФЗ № 7, данном документе были определены критерии как проводить из разделение. Мы говорим в прошлом времени, т.к. на данный момент Постановление № 1029 отменено и вместо него действует Постановление Пр-ва РФ № 2398 от 31.12.2020 года. Надзорные органы провели некоторую «работу над ошибками» после первого опыта разграничения предприятий и создали обновлённую версию критериев, ставшую немного более логичной, но всё равно оставляющую некоторые вопросы, впрочем, сейчас не о них…

Регистрация объекта НВОС

Также важно знать некоторые правила, которые помогут вам зарегистрировать ОНВОС:

  1. Определение поднадзорности объектов НВОС.
    Предприятия могут относиться к региональному или федеральному надзору. По большому счёту от этого зависит только в какой орган отправлять документы для присвоения категории НВОС.

  2. Определение степени отрицательного влияния объектов НВОС.
    Следующий этап — категоризация своего предприятия по воздействию на окружающую среду. Предусмотрено 4 категории объектов НВОС:

  • первая — оказывает наиболее значительное влияние на природу (металлургическая и химическая промышленность, добыча и переработка полезных ископаемых, производство энергии, захоронение и обезвреживание отходов и т.д.);
  • вторая — умеренное (добыча и переработка нефти, производство кокса, нефтепродуктов, производство бумаги и целлюлозы, продуктов питания и т.д.);
  • третья — незначительное (промпредприятия имеют стационарный источник загрязнения, используют воду для промышленных нужд, строительство сроком более 6 месяцев и т.д.);
  • четвертая — минимальное (школы, больницы, офисы, также скважины с добычей воды менее 500 куб. метров в сутки).

Порядок выполнения работ

01

Осмотр площадки

Выезд на площадку заказчика для осмотра источников выделения, источников выбросов, сбросов и отходов, а также территории вокруг объекта.

02

Составление перечня отходов, источников выбросов и выбрасываемых веществ

На основе визуального осмотра территории, составляется перечень отходов, источников выбросов (труб, вентиляций, шахт и т.п.), с описанием техпроцесса, для последующего определения выбрасываемых источником загрязняющих веществ.

03

Составление ТЗ в лабораторию для проведения измерений выбросов (при необходимости)

Составляется и отправляется в лабораторию техническое задание для проведения замеров на источниках выбросов подлежащих лабораторным исследованиям (если они необходимы и не были проведены ранее).

04

Получение от лаборатории протоколов измерений выбросов

После проведения замеров лабораторией,  получение от неё готовых протоколов исследований по веществам согласно источникам выбросов.

05

Расчёт показателей накопления отходов, параметров источников выбросов

Проводятся расчёты показателей:

  • накопления отходов производства и потребления;
  • параметров источников выбросов;
  • параметров источников сбросов;
  • также заполняется «служебная информация» по объекту: дата ввода, режим работы, наличие лицензий и т.п.
06

Составление заявки для получения категории НВОС

После проведения всех расчётов заполняется заявка на получение категории НВОС, в которой указываются все отходы, источники выбросов и сбросов. Далее данная заявка загружается на портал «Госуслуги» и подписывается с помощью ЭЦП предприятия.

07

Получение "Свидетельства о постановке на учёт объекта НВОС"

Через 10 дней (регламентный срок) заказчик в личном кабинете на сайте «Госуслуг» получает «Свидетельство о постановке на учёт объекта НВОС» в виде файла в формате «.pdf». Также информация о данном объекте появляется в базе данных обо всех объектах НВОС.

Проверка постановки объекта НВОС

Узнать стоит ли ваш объект на учёт можно через «Программно-техническое обеспечение учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» (ПТО УОНВОС), а сделать это можно на сайте https://onv.fsrpn.ru . Там же не лишним будет сказать, что организация должна иметь свой «личный кабинет (ЛК) природопользователя», т.к. в нём осуществляются множество других действий в сфере природопользования, а не только связанные с постановкой на учёт объекта НВОС.

Штраф за "непостановку" объекта НВОС на учет

Если есть обязанность в постановке на учёт объекта НВОС, то предусмотрены и санкции, если этого не сделать, или сделать неправильно. Если ознакомиться с п. 8.46 кодекса КоАП, то можно обнаружить такие размеры штрафов:

  • Должностные лица – от 5 000 до 20 000 руб.

  • ИП – от 30 000 до 100 000 руб.

  • Юр. лица – от 30 000 до 100 000 руб.

Мы не желаем, чтобы наступали такие случаи, поэтому осуществляем помощь предприятиям в постановке на учёт объектов НВОС. Стоимость нашей работы – 7 500 руб., что очень демократично если ознакомиться с предложениями на рынке услуг. Срок работы от 1 до 3 дней и ещё 10 рабочих дней гос. органы рассматривают заявку и присваивают категорию. Кроме того, мы всегда на связи с нашими клиентами и готовы ответить на любой их вопрос, касающийся экологического законодательства и правоприменения. Звоните и мы уверены, что мы станем хорошими партнёрами.

Частые вопросы

Да, нужно. Если изменился тех. процесс: добавились/убавились источники выбросов или сбросов; открылось дополнительное производство (появились новые виды отходов) и т.п., то необходимо произвести «актуализацию данных объекта НВОС» — подать новую заявку и получить новое «Свидетельство о постановке на учёт объекта НВОС». Это связано с тем, что в заявке на получение категории НВОС,  а затем и на общем портале объектов НВОС указываются все параметры «производства»: сколько и каких отходов образуется, сколько и каких веществ выбрасывается в атмосферу или в водоёмы и если фактические показатели будут отличаться от поданных в надзорный орган, то это будет истолковано как «сокрытие природоохранной информации» и наказывается штрафами.

До 01.01.2021 была группа объектов, которым Росприроднадзора отказывал в постановке на учёт — так называемые «бескатегорийники». С 01.01.2021 произошли изменения в критериях определения категории объектов НВОС и категории присваиваются всем, практически сейчас не должно существовать объектов которым нельзя присвоить категорию НВОС. Поэтому если Ваш объект до сих пор «бескатегорийный», то необходимо подать заявку заново и получить категорию.

Перечень критериев отнесения объектов к Федеральному надзору указан в Постановление Правительства РФ № 903 от 28 августа 2015 года. Если ваш объект не попадает под указанные критерии, значит он относится к региональному надзору.

Это сделать не сложно, нужно перейти на сайт электронного реестра объектов НВОС.

На данном сайте в соответствующем поле нужно будет вбить ИНН организации: и если у организации стоят на учёте объекты НВОС (не важно сколько), то портал покажет все объекты, которым присвоена категория. Если ничего не высветиться, значит объекты НВОС у организации не поставлен(-ы) на учёт.

Подтверждающим документом является «Свидетельство о постановке на государственный учёт объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду». У него есть дата и уникальный номер, его не выдают в бумажном виде, а высылают по почте в виде документа подписанного ЭЦП. В последнее время также можно встретить документ «Выписка из реестра объектов НВОС», который также является подтверждающим докуметом.

Срока действия у постановки на учёт объекта НВОС нет, если не меняется категория НВОС. Категория НВОС может измениться в случае изменения тех. процесса либо в случае изменения соответствующего законодательства.

Всем юр. лицам и ИП, имеющим в собственности или аренде здания/земли/площадки и т.п. т.е., по сути, всем, кроме арендующих офисные помещения. Это необходимо для того, чтобы получить категорию и далее знать какие документы и отчёты нужно будет делать, т.к. это всё зависит от категории НВОС.

Можно. Категория у объекта НВОС может измениться, например из-за нового подхода к критериям (после 01.01.2021), или если изменились мощности техпроцесса – например, с котельной мощностью в 100 МВт до 1 ГВт и т.п. Для этого необходимо повторно свериться с критериями объектов НВОС, и при обнаружении расхождений между присвоенной категорией и указанными в Постановлении Правительства № 2398, необходимо подавать заявку об актуализации категории.

Это значит кто будет присваивать объекту категорию НВОС и куда подавать отчётные документы:

  • Региональный уровень надзора — категорию объекту НВОС присваивает орган исполнительной власти региона в сфере природопользования: местный Комитет/департамент по природопользованию, возможно региональное Министерство природы и т.п. Это наиболее частый вариант
  • Федеральный уровень надзора — категорию объекту НВОС присваивает филиал Росприроднадзора. Обычно это происходит с объектами особого контроля и наиболее «значимыми» предприятиями: например все объекты 1-й категории НВОС имеют федеральный уровень надзора.

Нас рекомендуют

Заказать консультацию