Сроки
От 7 до 10 дней
Проектирование паспортов опасных отходов систематизирует, распределяя по классам отходы, которое производит предприятие. Каждый из классов имеет свою степень негативного воздействия на окружающую среду, в следствии чего их утилизация также отличается.
Паспорт опасного отхода, один из тех документов, которые требуют детальной, тщательной проработки, знания всех аспектов и нюансов оформления. Это приводит к тому, что многие предприниматели выбирают услуги экологического сопровождения, аудита или аутсорсинга. При этом стоит заметить, что от квалификации специалистов компаний, которые предоставляют данный вид услуги зависит качество оформления документа, что исключает внесение дополнительных правок, а значит может сэкономить деньги и время, и самое главное: от этого зависит вероятность прохождения проверок надзорных органов.
Систематизированная и грамотно сформированная информация о мусоре (или, как мы уже условились говорить — об отходах), будет необходима тем компаниям, которые планируют в дальнейшем разрабатывать прочие экологические проекты. Также происходит учёт влияния этих отходов на окружающую среду и способах возможной утилизации данного вида отходов. Всё это, как уже говорилось, будет полезно при разработке различной документации по экологии:
проектов ПНООЛР (Проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение);
формирование размера платы, за негативное влияние на окружающую среду – чем выше класс опасности отхода, тем больше плата;
при заключении контрактов с компаниями, которые работают вывозят опасные отходов, либо же с организациями-утилизаторами отходов.
Следует обратить внимание на то, каким компаниям законодательство приписывает заполнение паспорта опасного отхода. Как описывалось выше, даже отслужившие скрепки могут являться отходом четвертого класса опасности, поэтому на них нужно будет разрабатывать паспорт отхода, отсюда и обязательства для всех юр. лиц и ИП формировать такие документы. Даже если вы снимаете небольшое помещение, ведёте документооборот и имеете отходы от этой деятельности, вам придется формировать паспорт опасного отхода.
Положение, согласно которому закон обязывает предпринимателей формировать паспорт опасного отхода прямо изложена в статье 14 федерального закона от 24.06.1998 года, No 89-ФЗ. Для начала необходимо будет произвести классификацию отходов, затем нужно будет формировать бланк документа.
В приказах МПР № 1026 от 08.12.2020 г. и № 1027 от 08.12.2020 г., изложены правила, которые указывают, как формировать паспорта опасных отходов, а также представлена форма документа.
Стоит отметить, что на ряд отходов, действие указанных выше положений не действует, среди них отходы радиоактивного и биологического характера, химические и медицинские, а также те, которые оказывают негативное влияние на озоновый слой. Причисление, к каким-либо группам опасности отходов происходит согласно приказу № 242 Росприроднадзора, вводящий в действие специальный классификационный каталог (ФККО). Он разбит на сектора экономики, что упростит его использование при составлении отчета.
Порядок выполнения работ
Осмотр площадки и анализ видов отходов
Осмотр территории предприятия организации для определения отходообразующей деятельности и составления перечня образующихся отходов.
Составление перечня отходов и определение их согласно ФККО
Преобразование отходов, найденных на площадке заказчика из «бытовых названий» в названия согласно ФККО.
Составление заявки в лабораторию для проведения анализов отходов
После определения количества отходов и согласования их с заказчиком составляется заявка в лабораторию, аккредитованную на проведение исследований отходов.
Получение от лаборатории протоколов измерений выбросов
Лаборатория на основе заявки с видами отходов проводит анализ отходов и после этого предоставляет предварительные варианты протоколов (черновики) для проверки: наименования отходов, адресов отбора проб, названия юридических лиц и т.п. Это всё делается с целью избежать ошибок при дальнейшей печати протоколов исследований.
Получение готовых протоколов отходов
После согласования протоколов отходов, лаборатория предоставляет окончательные варианты протоколов с указанием необходимых данных.
Разработка паспортов отходов
На основе полученных протоколов лабораторных исследований отходов происходит разработка самих паспортов отходов, подготовки сведений об отходе, в отдельных случаях расчёта класса опасности отхода.
Передача ПО заказчику
После разработки паспортов отходов формируется комплект документов по паспортам отходов для передачи на подпись заказчику.
Инженеру-экологу при составлении данного документа, необходимо будет сформировать и систематизировать данные:
характеристики и вид отхода;
агрегатное состояние;
компонентный и/или химический состав отхода в процентном соотношении веществ;
способ образования отхода;
степень его возможного отрицательного влияния на окружающую среду и пр.
Затем документы передаются на подпись руководителю, на них ставиться печать (если есть), после этого вместе с документами от лаборатории (протоколами исследований отходов и актом отбора проб), весь комплект документов собирается воедино и хранится на предприятии либо же предъявляется всем заинтересованным лицам.
В приказах МПР № 1026 от 08.12.2020 г. и № 1027 от 08.12.2020 г., указано то, что сформированный паспорт опасного отхода входящий в ФККО не требуется нигде согласовывать и он имеет неограниченный срок действия, если не меняется образователь отхода (юр лицо или ИП) или адреса, где отход образуется.
Может случиться так, что деятельность предприятия или организации повлекла за собой образования отхода, который может быть не включен в классификатор. В этом случае, после проведения всей процедуры разработки паспорта опасного отхода, он отправляется в Росприроднадзор с целью его дальнейшего включения в ФККО. Срок действия данного отхода будет равен времени, до которого отход будет внесён в ФККО, после этого отводится 90 дней для того, чтобы отнести новый вид отходов к соответствующему отходу из ФККО. Далее обновлённый паспорт отхода, уже входящий в ФККО, будет бессрочным. Внесение изменений в действующий документ невозможно. В случае, если мог измениться химический или компонентный состав отхода, процедура формирования документов повторяется.
Частые вопросы
Наши цены указаны без НДС, т.к. мы применяем упрощённую систему налогообложения и не платим НДС в принципе.
Нет для отходов 5-го класса паспорт отхода не нужно делать – это указано в законах. Для данных отходов делается отдельное лабораторное исследование – «Биотестирование», оно и подтверждает, что отход относится к 5-му классу опасности.
На данный момент с точки зрения экологического законодательства медицинские отходы не являются отходами и на них невозможно сделать паспорт отхода. Пока существует только сноска в СанПиН 2.1.3684-21 о том что «медицинские отходы класса А» можно ассоциировать с ТКО в плане обращения с отходами, но паспорта отходов при этом всё равно не делаются.
Компания-перевозчик отходов в конце отчётного периода (обычно это квартал) передаёт образователю отходов «акт о приёме-передачи отходов» (не путать с бухгалтерским «актом выполненных работ») в котором указываются виды отходов, забранные в данном периоде и количество, указанное в тоннах и/или куб. метрах. Данный акт в дальнейшем будет основным документом при составлении всех отчётностей по отходам.
Накопление отходов возможно до 11 месяцев, но не более, т.к. иначе это будет являться «размещением» отходов, которое лицензируется, а отсутствие лицензии карается большими штрафами. Но также необходимо отметить, что для отдельных отходов предусмотрены санитарные нормы накопления: допустим смешанные отходы, содержащие пищевые отходы, необходимо вывозить не реже 1 раза в 3 дня.
Если это отходы 1-4 класса опасности, то нет — их необходимо передавать ТОЛЬКО организациям, имеющим лицензию на обращение с отходами (сбор, транспортирование, утилизация, размещение). Если это отходы 5 класса опасности, то их можно отдавать нелицензируемым организациям или лицам, но даже в этом случае необходимо документирование такой передачи (договор, сколько и кому передано отходов).
На данные момент законодательство требует наличие паспорт отхода у «образователя отхода», не зависимо от того, чем он занимается, поэтому даже если компания работает только в офисе и за неё отчитывается арендодатель ей всё равно необходимо разрабатывать паспорт отхода (ТБО).
До 2021 года необходимо было для всех паспортов отходов отправлять их вторые экземпляры в Росприроднадзор, с 2021 года этого делать не нужно. Данное требование осталось только для отходов, не входящих в ФККО, но с такими отходами сталкивается очень малое количество предприятий.
Нет, текущее законодательство по паспортизации отходов распространяется только на юридических лиц и ИП.
Столько, сколько у предприятия образуется отходов от прямой и сопутствующей деятельности, для этого перед паспортизацией отходов необходимо производить инвентаризация отходов.
Другие материалы по теме