Сроки
От 7 до 10 дней
Согласно определения текущего законодательства «Отходы – это предметы или вещества, которые были образованы путём процессов: производства, оказания услуг, выполнения работ, или даже в процессе потребления». То есть. не важно: организация что-нибудь производит, оказывает услуги или просто потребляет продукцию – в процессе своей работы она образует мусор (или отходы). Для того чтобы понять, насколько вредны эти отходы и что с ними делать дальше: похоронить на полигоне или отправить на переработку либо ещё что-то с ними сделать – необходимо разработать паспорт отхода. В паспорте отхода будет указан химический или морфологический состав, и на основании этого можно будет сделать расчёт класса опасности отхода, а далее каждый образованный отход можно будет соотнести с перечнем отходов, который имеется в классификаторе отходов.
Классификатор отходов содержит очень большой перечень отходов – на данный момент их там более 10 000 наименований. Законодательные органы в своё время постарались и внесли все имеющиеся у них данные об отходах в ФККО, и постоянно его обновляют в свете того, что технологии не стоят на месте – образуются новые виды производств и от них образуются новые типы отходов.
Как говорилось раньше – любая деятельность производит отходы, и, соответственно, различные сферы производства или обслуживания используют свои технологии, и значит, у любой деятельности можно найти свой «специфический» отход. А т.к. этих отходов известно уже очень много, что всегда можно подобрать отход, образующийся в вашей деятельности.
Однако есть отрасли в которых вроде бы образуются отходы, но если заглянуть в классификатор и попробовать найти свойственные этой отрасли отходы, то их там не будет. На первый взгляд можно подумать, что это вполне возможно новейшие отрасли, какие-то ноу-хау и т.д. Но нет – эта сфера жизни – медицина, деятельность, которая существует не одну тысячу лет и если попробовать найти в ФККО, например, обычный шприц (его отход), то вы не обнаружите его в классификаторе, а ведь у медицины десятки (если даже не сотни) видов отходов!
Всему виной изменения в 89 Федеральном законе, который произошёл перед введением нового классификатора отходов. Согласно п.2 ст. 2 говорится: «…взаимодействия в области обращения с биологическими отходами, с радиоактивными отходами, с медицинскими отходами, с разрушающими озоновый слой веществами, … регулируются отдельным законодательством РФ». Т.е. подразумевается, что для данных видов отходов должно быть своё отдельное законодательство об отходах. И если с радиоактивными отходами или озоноразрушающими это имеет свой смысл, т.к. это очень узкие направления промышленности, таких организаций не очень много и их можно контролировать, то почему выведены из общего перечня медицинские отходы и биологические (под это уже попадают отходы от убоя скота, птиц и прочей живности – т.е все предприятия животноводства) у экологического сообщества большой вопрос. И сейчас любая больница, поликлиника и даже стоматологический кабинет, столкнулись с проблемой регистрации своих отходов. На эти отходы, с одной стороны, не сделать паспорта отходов, потому что они выведены из общего перечня, и по ним не отчитаться. С другой стороны получается, что раз их не обязательно отдавать специализированному перевозчику отходов, имеющему лицензию (а с «обычными» отходами обязаны поступать только так!) можно выкинуть их обычный придомовой контейнер – ведь нет требований к вывозу и утилизации. Что тоже неправильно – ведь данные отходы могут быть «заражены».
Порядок выполнения работ
Осмотр площадки
Осмотр территории предприятия организации для определения отходообразующей деятельности и составления перечня образующихся отходов.
Составление перечня отходов и определение их согласно ФККО
Преобразование отходов, найденных на площадке заказчика из «бытовых названий» в названия согласно ФККО.
Составление заявки в лабораторию для проведения анализов отходов
После определения количества отходов и согласования их с заказчиком составляется заявка в лабораторию, аккредитованную на проведение исследований отходов.
Согласование протоколов с лабораторией
Лаборатория на основе заявки с видами отходов проводит анализ отходов и после этого предоставляет предварительные варианты протоколов (черновики) для проверки: наименования отходов, адресов отбора проб, названия юридических лиц и т.п. Это всё делается с целью избежать ошибок при дальнейшей печати протоколов исследований.
Получение готовых протоколов отходов
После согласования протоколов отходов, лаборатория предоставляет окончательные варианты протоколов с указанием необходимых данных.
Разработка паспортов отходов
На основе полученных протоколов лабораторных исследований отходов происходит разработка самих паспортов отходов, подготовки сведений об отходе, в отдельных случаях расчёта класса опасности отхода.
Передача ПО заказчику
После разработки паспортов отходов формируется комплект документов по паспортам отходов для передачи на подпись заказчику.
Данная проблема периодически поднимается экологическим сообществом с начала введения в действия нового ФККО – с 2014 года, однако за эти годы данный «коллизию» так и не удалось решить. И пока остаётся надеяться на добросовестность сотрудников медицинских организаций, которые не выкинут шприц после прививки больного туберкулёзом в обычный мусор, а сделают пока самую правильную процедуру с медицинскими отходами – отправят их в автоклав, чтобы получить единственно-возможный на данный момент отход, входящий в классификатор – «отходы обезвреживания медицинских отходов классов Б и В…».
Как уже не раз упоминалось классификация медицинских отходов отличная от природоохранного законодательства и его классификатора отходов. Однако недавно вышедший СанПиН 2.1.3684-21 говорит, что к обращению с медицинскими отходами класса А применяются требования санитарных правил, предъявляемые к обращению с ТКО, а также то, что при транспортировании мед. отходов класса А можно применять транспорт для перевозки ТКО. Поэтому хотя бы этом немного упростилась жизнь медицинских организаций, у которых не всегда вывозили отходы без паспортов на медицинские отходы. Надеемся и далее законодательство будет способствовать утрясанию всех имеющихся неувязок законодательства.
Частые вопросы
Наши цены указаны без НДС, т.к. мы применяем упрощённую систему налогообложения и не платим НДС в принципе.
Нет для отходов 5-го класса паспорт отхода не нужно делать – это указано в законах. Для данных отходов делается отдельное лабораторное исследование – «Биотестирование», оно и подтверждает, что отход относится к 5-му классу опасности.
На данный момент с точки зрения экологического законодательства медицинские отходы не являются отходами и на них невозможно сделать паспорт отхода. Пока существует только сноска в СанПиН 2.1.3684-21 о том что «медицинские отходы класса А» можно ассоциировать с ТКО в плане обращения с отходами, но паспорта отходов при этом всё равно не делаются.
Компания-перевозчик отходов в конце отчётного периода (обычно это квартал) передаёт образователю отходов «акт о приёме-передачи отходов» (не путать с бухгалтерским «актом выполненных работ») в котором указываются виды отходов, забранные в данном периоде и количество, указанное в тоннах и/или куб. метрах. Данный акт в дальнейшем будет основным документом при составлении всех отчётностей по отходам.
Накопление отходов возможно до 11 месяцев, но не более, т.к. иначе это будет являться «размещением» отходов, которое лицензируется, а отсутствие лицензии карается большими штрафами. Но также необходимо отметить, что для отдельных отходов предусмотрены санитарные нормы накопления: допустим смешанные отходы, содержащие пищевые отходы, необходимо вывозить не реже 1 раза в 3 дня.
Если это отходы 1-4 класса опасности, то нет — их необходимо передавать ТОЛЬКО организациям, имеющим лицензию на обращение с отходами (сбор, транспортирование, утилизация, размещение). Если это отходы 5 класса опасности, то их можно отдавать нелицензируемым организациям или лицам, но даже в этом случае необходимо документирование такой передачи (договор, сколько и кому передано отходов).
На данные момент законодательство требует наличие паспорт отхода у «образователя отхода», не зависимо от того, чем он занимается, поэтому даже если компания работает только в офисе и за неё отчитывается арендодатель ей всё равно необходимо разрабатывать паспорт отхода (ТБО).
До 2021 года необходимо было для всех паспортов отходов отправлять их вторые экземпляры в Росприроднадзор, с 2021 года этого делать не нужно. Данное требование осталось только для отходов, не входящих в ФККО, но с такими отходами сталкивается очень малое количество предприятий.
Нет, текущее законодательство по паспортизации отходов распространяется только на юридических лиц и ИП.
Столько, сколько у предприятия образуется отходов от прямой и сопутствующей деятельности, для этого перед паспортизацией отходов необходимо производить инвентаризация отходов.
Другие материалы по теме