По будням с 09.00 до 18.00
Мы online:

Согласно определения текущего законодательства «Отходы – это предметы или вещества, которые были образованы путём процессов: производства, оказания услуг, выполнения работ, или даже в процессе потребления». То есть. не важно: организация что-нибудь производит, оказывает услуги или просто потребляет продукцию – в процессе своей работы она образует мусор (или отходы). Для того чтобы понять, насколько вредны эти отходы и что с ними делать дальше: похоронить на полигоне или отправить на переработку либо ещё что-то с ними сделать – необходимо разработать паспорт отхода. В паспорте отхода будет указан химический или морфологический состав, и на основании этого можно будет сделать расчёт класса опасности отхода, а далее каждый образованный отход можно будет соотнести с перечнем отходов, который имеется в классификаторе отходов.

Классификатор паспорта отходов

Классификатор отходов содержит очень большой перечень отходов – на данный момент их там более 10 000 наименований. Законодательные органы в своё время постарались и внесли все имеющиеся у них данные об отходах в ФККО, и постоянно его обновляют в свете того, что технологии не стоят на месте – образуются новые виды производств и от них образуются новые типы отходов.

Как говорилось раньше – любая деятельность производит отходы, и, соответственно, различные сферы производства или обслуживания используют свои технологии, и значит, у любой деятельности можно найти свой «специфический» отход. А т.к. этих отходов известно уже очень много, что всегда можно подобрать отход, образующийся в вашей деятельности.

Однако есть отрасли в которых вроде бы образуются отходы, но если заглянуть в классификатор и попробовать найти свойственные этой отрасли отходы, то их там не будет. На первый взгляд можно подумать, что это вполне возможно новейшие отрасли, какие-то ноу-хау и т.д. Но нет – эта сфера жизни – медицина, деятельность, которая существует не одну тысячу лет и если попробовать найти в ФККО, например, обычный шприц (его отход), то вы не обнаружите его в классификаторе, а ведь у медицины десятки (если даже не сотни) видов отходов!

Паспорт отхода 89 ФЗ

Всему виной изменения в 89 Федеральном законе, который произошёл перед введением нового классификатора отходов. Согласно п.2 ст. 2 говорится: «…взаимодействия в области обращения с биологическими отходами, с радиоактивными отходами, с медицинскими отходами, с разрушающими озоновый слой веществами, … регулируются отдельным законодательством РФ». Т.е. подразумевается, что для данных видов отходов должно быть своё отдельное законодательство об отходах. И если с радиоактивными отходами или озоноразрушающими это имеет свой смысл, т.к. это очень узкие направления промышленности, таких организаций не очень много и их можно контролировать, то почему выведены из общего перечня медицинские отходы и биологические (под это уже попадают отходы от убоя скота, птиц и прочей живности – т.е все предприятия животноводства) у экологического сообщества большой вопрос. И сейчас любая больница, поликлиника и даже стоматологический кабинет, столкнулись с проблемой регистрации своих отходов. На эти отходы, с одной стороны, не сделать паспорта отходов, потому что они выведены из общего перечня, и по ним не отчитаться. С другой стороны получается, что раз их не обязательно отдавать специализированному перевозчику отходов, имеющему лицензию (а с «обычными» отходами обязаны поступать только так!) можно выкинуть их обычный придомовой контейнер – ведь нет требований к вывозу и утилизации. Что тоже неправильно – ведь данные отходы могут быть «заражены».

Порядок выполнения работ

01

Осмотр площадки

Осмотр территории предприятия организации для определения отходообразующей деятельности и составления перечня образующихся отходов.

02

Составление перечня отходов и определение их согласно ФККО

Преобразование отходов, найденных на площадке заказчика из «бытовых названий» в названия согласно ФККО.

03

Составление заявки в лабораторию для проведения анализов отходов

После определения количества отходов и согласования их с заказчиком составляется заявка в лабораторию, аккредитованную на проведение исследований отходов.

04

Согласование протоколов с лабораторией

Лаборатория на основе заявки с видами отходов проводит анализ отходов и после этого предоставляет предварительные варианты протоколов (черновики) для проверки: наименования отходов, адресов отбора проб, названия юридических лиц и т.п. Это всё делается с целью избежать ошибок при дальнейшей печати протоколов исследований.

05

Получение готовых протоколов отходов

После согласования протоколов отходов, лаборатория предоставляет окончательные варианты протоколов с указанием необходимых данных.

06

Разработка паспортов отходов

На основе полученных протоколов лабораторных исследований отходов происходит разработка самих паспортов отходов, подготовки сведений об отходе, в отдельных случаях расчёта класса опасности отхода.

07

Передача ПО заказчику

После разработки паспортов отходов формируется комплект документов по паспортам отходов для передачи на подпись заказчику.

Классификация медицинских отходов

Данная проблема периодически поднимается экологическим сообществом с начала введения в действия нового ФККО – с 2014 года, однако за эти годы данный «коллизию» так и не удалось решить. И пока остаётся надеяться на добросовестность сотрудников медицинских организаций, которые не выкинут шприц после прививки больного туберкулёзом в обычный мусор, а сделают пока самую правильную процедуру с медицинскими отходами – отправят их в автоклав, чтобы получить единственно-возможный на данный момент отход, входящий в классификатор – «отходы обезвреживания медицинских отходов классов Б и В…».

Использование медицинских отходов как ТКО

Как уже не раз упоминалось классификация медицинских отходов отличная от природоохранного законодательства и его классификатора отходов. Однако недавно вышедший СанПиН 2.1.3684-21 говорит, что к обращению с медицинскими отходами класса А применяются требования санитарных правил, предъявляемые к обращению с ТКО, а также то, что при транспортировании мед. отходов класса А можно применять транспорт для перевозки ТКО. Поэтому хотя бы этом немного упростилась жизнь медицинских организаций, у которых не всегда вывозили отходы без паспортов на медицинские отходы. Надеемся и далее законодательство будет способствовать утрясанию всех имеющихся неувязок законодательства.

Частые вопросы

Наши цены указаны без НДС, т.к. мы применяем упрощённую систему налогообложения и не платим НДС в принципе.

Нет для отходов 5-го класса паспорт отхода не нужно делать – это указано в законах. Для данных отходов делается отдельное лабораторное исследование – «Биотестирование», оно и подтверждает, что отход относится к 5-му классу опасности.

На данный момент с точки зрения экологического законодательства медицинские отходы не являются отходами и на них невозможно сделать паспорт отхода. Пока существует только сноска в СанПиН 2.1.3684-21 о том что «медицинские отходы класса А» можно ассоциировать с ТКО в плане обращения с отходами, но паспорта отходов при этом всё равно не делаются.

Компания-перевозчик отходов в конце отчётного периода (обычно это квартал) передаёт образователю отходов «акт о приёме-передачи отходов» (не путать с бухгалтерским «актом выполненных работ») в котором указываются виды отходов, забранные в данном периоде и количество, указанное в тоннах и/или куб. метрах. Данный акт в дальнейшем будет основным документом при составлении всех отчётностей по отходам.

Накопление отходов возможно до 11 месяцев, но не более, т.к. иначе это будет являться «размещением» отходов, которое лицензируется, а отсутствие лицензии карается большими штрафами. Но также необходимо отметить, что для отдельных отходов предусмотрены санитарные нормы накопления: допустим смешанные отходы, содержащие пищевые отходы, необходимо вывозить не реже 1 раза в 3 дня.

Если это отходы 1-4 класса опасности, то нет — их необходимо передавать ТОЛЬКО организациям, имеющим лицензию на обращение с отходами (сбор, транспортирование, утилизация, размещение). Если это отходы 5 класса опасности, то их можно отдавать нелицензируемым организациям или лицам, но даже в этом случае необходимо документирование такой передачи (договор, сколько и кому передано отходов).

На данные момент законодательство требует наличие паспорт отхода у «образователя отхода», не зависимо от того, чем он занимается, поэтому даже если компания работает только в офисе и за неё отчитывается арендодатель ей всё равно необходимо разрабатывать паспорт отхода (ТБО).

До 2021 года необходимо было для всех паспортов отходов отправлять их вторые экземпляры в Росприроднадзор, с 2021 года этого делать не нужно. Данное требование осталось только для отходов, не входящих в ФККО, но с такими отходами сталкивается очень малое количество предприятий.

Нет, текущее законодательство по паспортизации отходов распространяется только на юридических лиц и ИП.

Столько, сколько у предприятия образуется отходов от прямой и сопутствующей деятельности, для этого перед паспортизацией отходов необходимо производить инвентаризация отходов.

Другие материалы по теме

Нас рекомендуют

Заказать консультацию