Сроки
От 7 до 10 дней
То, что паспорт отхода необходимо делать убедились практически все природопользователи в нашей стране: помимо угрозы штрафа за его отсутствие, без этого документа у вас перевозчики отходов (легальные с лицензией) откажутся вывозить мусор (отходы) – им это так же запрещено законодательством. А зная, как долго (и порой дорого) получать лицензию на обращение с отходами – перевозчики не хотят этой лицензией рисковать. Поэтому многие компании используют возможности для того, чтобы паспорт отхода заказать.
Заказать паспорт отхода можно в организациях, специализирующихся на разработке экологической документации. Чтобы убедиться, что организация компетентна в данном вопросе можно предварительно узнать у неё некоторую информацию:
Имеет ли лаборатория, с которой работает компания аттестат аккредитации на исследование необходимых вам отходов?
Будут ли они делать анализы на каждый адрес (если у вас несколько адресов образования отходов) или сделают документы сразу на несколько адресов? Дело в том, что паспорт отхода делает на юр. лицо и если у вас несколько адресов (в одном регионе РФ), то можно сделать 1 паспорт указав данные адреса.
Учитывают ли они особенности региональной правовой базы в регионе образования отходов? Хоть действующее законодательство уже и не требует согласования отходов и даже его отправления в Росприроднадзор (кроме отходов не входящих в ФККО), в некоторых регионах требует дополнительное «оформление» полученных паспортов отходов: например, в Москве необходимо данных паспортов отходов заносить в личный кабинет природопользователя.
Когда вы заказали паспорт отхода и получили от компании документы, то убедитесь в том, что вам передали полный комплект документов:
протоколы анализа отхода;
акт отбора проб отхода (в котором указаны все адреса образования отходов);
бланк паспорт отхода, заполненный в соответствии с приказом МПР № 1026 от 08.12.2020 года;
аттестат аккредитации лаборатории, проводившей исследование отхода.
Весь этот перечень храните комплектом в месте с прочей документацией по экологии, а когда кто-либо захочет получить данные документы, например перевозчик отходов, то сделайте копию с них – им этого достаточно.
Порядок выполнения работ
Осмотр площадки и анализ видов отходов
Осмотр территории предприятия организации для определения отходообразующей деятельности и составления перечня образующихся отходов.
Составление перечня отходов и определение их согласно ФККО
Преобразование отходов, найденных на площадке заказчика из «бытовых названий» в названия согласно ФККО.
Составление заявки в лабораторию для проведения анализов отходов
После определения количества отходов и согласования их с заказчиком составляется заявка в лабораторию, аккредитованную на проведение исследований отходов.
Согласование протоколов с лабораторией
Лаборатория на основе заявки с видами отходов проводит анализ отходов и после этого предоставляет предварительные варианты протоколов (черновики) для проверки: наименования отходов, адресов отбора проб, названия юридических лиц и т.п. Это всё делается с целью избежать ошибок при дальнейшей печати протоколов исследований.
Получение готовых протоколов отходов
После согласования протоколов отходов, лаборатория предоставляет окончательные варианты протоколов с указанием необходимых данных.
Разработка паспортов отходов
На основе полученных протоколов лабораторных исследований отходов происходит разработка самих паспортов отходов, подготовки сведений об отходе, в отдельных случаях расчёта класса опасности отхода.
Передача ПО заказчику
После разработки паспортов отходов формируется комплект документов по паспортам отходов для передачи на подпись заказчику.
Как уже говорилось: если у компании не будет паспорта отхода, то перевозчики откажутся вывозить эти отходы, но, помимо, данного неудобства, законодательство предусматривает и штрафы отсутствие этих документов. В частности пункт 9 статьи 8.2 КоАП говорит о следующих размерах штрафов за отсутствие паспортов отходов:
Для должностных лиц – 20 000 – 40 000 руб.
Для ИП – 40 000 – 60 000 руб.
Для юридических лиц – 200 000 – 350 000 руб
Если прочитав всё вышенаписанное, вы решите заказать паспорт отхода в нашей компании, то помимо получения указанных ранее документов, вы будете приятно удивлены стоимостью работ: разработка 1 паспорта отходов составляет у нас – 3 500 рублей. И в добавок к этому вы вам предоставим, совершенно бесплатно, уже заполненную таблицу №1 журнала движения отходов по приказу МПР № 1028, в котором вы в последствии должны будете вести учёт отходов, что облегчит вам в дальнейшем контроль над вашими отходами. Обращайтесь и убедитесь в этом сами!
Частые вопросы
Наши цены указаны без НДС, т.к. мы применяем упрощённую систему налогообложения и не платим НДС в принципе.
Нет для отходов 5-го класса паспорт отхода не нужно делать – это указано в законах. Для данных отходов делается отдельное лабораторное исследование – «Биотестирование», оно и подтверждает, что отход относится к 5-му классу опасности.
На данный момент с точки зрения экологического законодательства медицинские отходы не являются отходами и на них невозможно сделать паспорт отхода. Пока существует только сноска в СанПиН 2.1.3684-21 о том что «медицинские отходы класса А» можно ассоциировать с ТКО в плане обращения с отходами, но паспорта отходов при этом всё равно не делаются.
Компания-перевозчик отходов в конце отчётного периода (обычно это квартал) передаёт образователю отходов «акт о приёме-передачи отходов» (не путать с бухгалтерским «актом выполненных работ») в котором указываются виды отходов, забранные в данном периоде и количество, указанное в тоннах и/или куб. метрах. Данный акт в дальнейшем будет основным документом при составлении всех отчётностей по отходам.
Накопление отходов возможно до 11 месяцев, но не более, т.к. иначе это будет являться «размещением» отходов, которое лицензируется, а отсутствие лицензии карается большими штрафами. Но также необходимо отметить, что для отдельных отходов предусмотрены санитарные нормы накопления: допустим смешанные отходы, содержащие пищевые отходы, необходимо вывозить не реже 1 раза в 3 дня.
Если это отходы 1-4 класса опасности, то нет — их необходимо передавать ТОЛЬКО организациям, имеющим лицензию на обращение с отходами (сбор, транспортирование, утилизация, размещение). Если это отходы 5 класса опасности, то их можно отдавать нелицензируемым организациям или лицам, но даже в этом случае необходимо документирование такой передачи (договор, сколько и кому передано отходов).
На данные момент законодательство требует наличие паспорт отхода у «образователя отхода», не зависимо от того, чем он занимается, поэтому даже если компания работает только в офисе и за неё отчитывается арендодатель ей всё равно необходимо разрабатывать паспорт отхода (ТБО).
До 2021 года необходимо было для всех паспортов отходов отправлять их вторые экземпляры в Росприроднадзор, с 2021 года этого делать не нужно. Данное требование осталось только для отходов, не входящих в ФККО, но с такими отходами сталкивается очень малое количество предприятий.
Нет, текущее законодательство по паспортизации отходов распространяется только на юридических лиц и ИП.
Столько, сколько у предприятия образуется отходов от прямой и сопутствующей деятельности, для этого перед паспортизацией отходов необходимо производить инвентаризация отходов.
Другие материалы по теме