Сроки
От 7 до 10 дней
Поводов написать данную статью в начале нынешнего года появилось парочка: первый — к нам стали обращаться различные СНТ и ДНП по поводу разработки паспортов отходов и разъяснения что это такое и второй — это деятельность нового регионального оператора – НЭО (Невский Экологический Оператор) который начал свою работу в области, где собственно все СНТ и расположены и стал требовать от них паспорт отхода для вывоза мусора (собственно, по этому поводы связаны между собой).
Начнём с регионального оператора – он как организация вывозящая отходы обязан затребовать у образователя отходов паспорта на вывозимые отходы. Это всё прописано в законах уже давно, ещё до появления «института региональных операторов», поэтому тут нет самоуправства – рег. оператор просто выполняет требования закона. Между прочим, логика у такого требования тоже есть: в паспорте отхода указывается состав отхода и его класс опасности, а значит перевозчик отходов может во-первых убедиться что данный отход он имеет право вывозить (отхода имеется в его лицензии), а во-вторых знает куда его отвезти: на сортировку, на мусороперерабатывающий завод или на полигон для захоронения: всё это зависит от состава. Когда данной информации нет, и перевозчик не знает степень опасности отхода, то он может отвезти его туда, где отход способен причинить ещё больший вред природе и человеку (это в теории). Что исключить такие ситуации и придуман паспорт отхода, который отвечает на многие вопросы как образователя отхода, так и перевозчика отходов и даже государства, которое ведёт статистику (должно, по крайней мере).
Вернёмся к нашим дорогим СНТ. Они как юридические лица обязаны разрабатывать паспорт отхода, причём эта обязанности возникаем у них сразу же при создании СНТ. Если до некоторого времени они обходились без данного документа, то это было нарушение и слава богу, что их не проверили и не оштрафовали – наказания за отсутствие паспорта отхода значительные: до 350 тысяч рублей. Кстати, в России, если кто-то ещё не знает, существует федеральный каталог отходов – ФККО, насчитывающий несколько тысяч наименований отходов, причём у каждого предприятия может образовываться (а обычно так и бывает) несколько видов отходов.
Порядок выполнения работ
Осмотр площадки и анализ видов отходов
Осмотр территории предприятия организации для определения отходообразующей деятельности и составления перечня образующихся отходов.
Составление перечня отходов и определение их согласно ФККО
Преобразование отходов, найденных на площадке заказчика из «бытовых названий» в названия согласно ФККО.
Составление заявки в лабораторию для проведения анализов отходов
После определения количества отходов и согласования их с заказчиком составляется заявка в лабораторию, аккредитованную на проведение исследований отходов.
Согласование протоколов с лабораторией
Лаборатория на основе заявки с видами отходов проводит анализ отходов и после этого предоставляет предварительные варианты протоколов (черновики) для проверки: наименования отходов, адресов отбора проб, названия юридических лиц и т.п. Это всё делается с целью избежать ошибок при дальнейшей печати протоколов исследований.
Получение готовых протоколов отходов
После согласования протоколов отходов, лаборатория предоставляет окончательные варианты протоколов с указанием необходимых данных.
Разработка паспортов отходов
На основе полученных протоколов лабораторных исследований отходов происходит разработка самих паспортов отходов, подготовки сведений об отходе, в отдельных случаях расчёта класса опасности отхода.
Передача ПО заказчику
После разработки паспортов отходов формируется комплект документов по паспортам отходов для передачи на подпись заказчику.
Вот и у СНТ тоже может образовываться более чем один вид отхода, но обычно для перевозчиков, в т.ч. и для региональных операторов, бывает достаточно только 1 вида отходов. Поэтому мы всегда предлагаем для разработки на выбор один из следующих видов отходов, которые могут образовываться у СНТ:
Пожалуй, это все основные отходы, которые образуются у СНТ. При этом нужно понимать, что если у СНТ образуются несколько из перечисленных (а может и каких-то других) видов отходов, то по закону они должны сделать документы на все эти отходы.
После того как СНТ определится с видом отхода, на который нужно делать паспорт, мы заказываем лабораторию для проведения исследований, потом по итогу проведения исследований получаем у них протокол и далее разрабатываем паспорт отхода. Следует обратить внимание, что с 01 января 2021 года существует новая форма паспорта отхода, которая регулируется постановлением Правительства РФ № 1026 от 08.12.2020 года – все отходы, разработанные после этой даты, должны быть сделаны уже по новой форме. При этом если у вас уже имеются паспорта отходов, сделанные после августа 2014 года, то переделывать ничего не нужно – они считаются действующими. Теоретически организации (и СНТ как частный случай) могут иметь паспорта отходов в 2-х вариантах: сделанные до 2021 года по старой форме для одних отходов и сделанные после 2021 года уже по новой форме для «новых» (вновь образованных) отходов.
Надеемся наша информация поможет разобраться в данном вопросе тем, кто только недавно столкнулся с подобной темой.
Частые вопросы
Наши цены указаны без НДС, т.к. мы применяем упрощённую систему налогообложения и не платим НДС в принципе.
Нет для отходов 5-го класса паспорт отхода не нужно делать – это указано в законах. Для данных отходов делается отдельное лабораторное исследование – «Биотестирование», оно и подтверждает, что отход относится к 5-му классу опасности.
На данный момент с точки зрения экологического законодательства медицинские отходы не являются отходами и на них невозможно сделать паспорт отхода. Пока существует только сноска в СанПиН 2.1.3684-21 о том что «медицинские отходы класса А» можно ассоциировать с ТКО в плане обращения с отходами, но паспорта отходов при этом всё равно не делаются.
Компания-перевозчик отходов в конце отчётного периода (обычно это квартал) передаёт образователю отходов «акт о приёме-передачи отходов» (не путать с бухгалтерским «актом выполненных работ») в котором указываются виды отходов, забранные в данном периоде и количество, указанное в тоннах и/или куб. метрах. Данный акт в дальнейшем будет основным документом при составлении всех отчётностей по отходам.
Накопление отходов возможно до 11 месяцев, но не более, т.к. иначе это будет являться «размещением» отходов, которое лицензируется, а отсутствие лицензии карается большими штрафами. Но также необходимо отметить, что для отдельных отходов предусмотрены санитарные нормы накопления: допустим смешанные отходы, содержащие пищевые отходы, необходимо вывозить не реже 1 раза в 3 дня.
Если это отходы 1-4 класса опасности, то нет — их необходимо передавать ТОЛЬКО организациям, имеющим лицензию на обращение с отходами (сбор, транспортирование, утилизация, размещение). Если это отходы 5 класса опасности, то их можно отдавать нелицензируемым организациям или лицам, но даже в этом случае необходимо документирование такой передачи (договор, сколько и кому передано отходов).
На данные момент законодательство требует наличие паспорт отхода у «образователя отхода», не зависимо от того, чем он занимается, поэтому даже если компания работает только в офисе и за неё отчитывается арендодатель ей всё равно необходимо разрабатывать паспорт отхода (ТБО).
До 2021 года необходимо было для всех паспортов отходов отправлять их вторые экземпляры в Росприроднадзор, с 2021 года этого делать не нужно. Данное требование осталось только для отходов, не входящих в ФККО, но с такими отходами сталкивается очень малое количество предприятий.
Нет, текущее законодательство по паспортизации отходов распространяется только на юридических лиц и ИП.
Столько, сколько у предприятия образуется отходов от прямой и сопутствующей деятельности, для этого перед паспортизацией отходов необходимо производить инвентаризация отходов.
Другие материалы по теме