Сроки
От 7 до 10 дней
Как многие уже знают с 2021 года вводится новая форма паспорта отхода, она (новая форма) введена Приказом Министерства Природы РФ № 1026 от 08 декабря 2020 года (приложение №2 к данному приказу). По нашему мнению, одна из основных причин по которой министерство решило изменить форму паспорта отхода – это размещение всей информации в «одностраничной» форме, и этому вот что способствует:
Более табличная форма: паспорт сейчас имеет чёткую табличную форму;
Теперь вся информация, которая ранее была разнесена на 2 листа формата А4 может размещаться на 1 стороне – это видно по форме самого паспорта (ранее в Постановлении № 712 было даже указано в образце «оборотная сторона» — теперь такого нет);
Сейчас все компоненты отхода должны располагаться в убывающем порядке, т.е. можно сразу увидеть из каких основных веществ состоит и отход.
Образец нового паспорта отхода можно скачать здесь.
Мы же сейчас расскажем, как необходимо заполнить паспорт отхода на примере самого распространённого отхода – ТБО.
Сразу же оговоримся, что в самом бланке паспорта отхода номеров строк нет, это мы их здесь ввели для удобства восприятия: чтобы легче было объяснить, как заполняется бланк. Так же нужно понимать, что заполняется только правая сторона – левая остаётся неизменной, и выглядит как показано в Приказе № 1026.
ПАСПОРТ ОТХОДОВ I-IV КЛАССОВ ОПАСНОСТИ | |||||||||
включенных в Федеральный классификационный каталог отходов | |||||||||
Сведения об отходах | |||||||||
1 | Наименование вида отходов по ФККО | Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) | |||||||
2 | Код вида отходов по ФККО | 7 33 100 01 72 4 | |||||||
3 | Происхождение отходов (указывается наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, а результате которого товар (продукция) утратил свои потребительские свойства, с указанием наименования исходного товара) | Чистка и уборка нежилых помещений | |||||||
4 | Химический и (или) компонентный состав (указывается в порядке убывания содержания компонентов) | Наименование компонента | Содержание, % | ||||||
Бумага | 45,00 | ||||||||
Полимерные материалы | 10,00 | ||||||||
Картон | 9,00 | ||||||||
Стекло | 8,00 | ||||||||
Металлический лом черный | 7,00 | ||||||||
Отсев | 6,00 | ||||||||
Пищевые отходы | 5,00 | ||||||||
Текстиль | 4,00 | ||||||||
Дерево | 3,00 | ||||||||
Резина | 2,00 | ||||||||
Металлический лом цветной | 1,00 | ||||||||
5 | Способ определения химического и (или) компонентного состава вида отходов (указывается согласно документации и (или) с использованием количественного химического анализа) | КХА | |||||||
6 | Агрегатное состояние и физическая форма | смесь твердых материалов (включая волокна) и изделий | |||||||
7 | Класс опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду | 4 (четвёртый) | |||||||
Сведения о лице, которое образовало отходы | |||||||||
8 | Фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя или полное наименование юридического лица | Общество с ограниченной ответственностью «______________________» | |||||||
9 | Сокращенное наименование юридического лица | ООО «______________» | |||||||
10 | Индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН) | 000000000000 | |||||||
11 | Код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО) | 000000000000 | |||||||
12 | Код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) | 0.00.00 | |||||||
13 | Место нахождения | 188300, г. Гатчина, Лен. область, ул. _____ д.__ | |||||||
14 | Почтовый адрес | 188300, г. Гатчина, Лен. область, ул. _____ д.__ | |||||||
15 | Адрес (адреса) фактического осуществления деятельности | 188800, г. Выборг, Лен. область, ул. _____ д.__ |
Начнём:
первая строка – тут все просто – пишется название отхода из ФККО;
вторая строка – так же понятно – номер отхода из ФККО;
третья – способ каким образом образовался отхода;
четвертая – возможно самая долгая в заполнении строка, т.к. тут нужно будет заносить все компоненты, из которых состоит отход. Важно помнить, что все компонент необходимо заносить по проценту их убывания в отходе. Это обязательное требование Приказа № 1026;
пятая строка – какой анализ был произведён: КХА (комплексный химический анализ) или морфологический (компонентный) анализ. Эти данные есть в протоколе, выданном лабораторией;
шестая строка – агрегатное состояние отхода – должен совпадать с двумя цифрами, стоящими перед классом опасности отхода согласно коду по ФККО. В нашем примере это «72» — т.е. «смесь твердых материалов (включая волокна) и изделий»;
седьмая строка– ставите класс опасности вашего отхода – совпадает с последней цифрой в коде отхода по ФККО;
восьмая строка – полное наименование юр. лица или индивидуального предпринимателя (как записано в уставе);
девятая строка — краткое наименование юр. лица или индивидуального предпринимателя (как записано в уставе);
десятая строка – номер ИНН организации, у которой образовался отход (имеется в реквизитах организации);
11-ая строка – номер ОКПО организации, у которой образовался отход (имеется в реквизитах организации);
12-ая строка – номер ОКВЭД организации, у которой образовался отход (имеется в реквизитах организации). Можно указать только основной ОКВЭД, но также и перечислить ещё дополнительные ОКВЭД;
13-ая строка – Фактический адрес нахождения организации согласно реквизитам (уставу); может совпадать с юридическим адресом;
14-ая строка – Почтовый адрес организации согласно реквизитам (уставу). Видимо выделен отдельно, по причине того, что у некоторых организаций он отличается от юридического и/или фактического адреса: бывает так что у организации вместо адресов домов имеются номера абонентских ящиков (а/я) для корреспонденции. Если отдельно про почтовый адрес в реквизитах ничего не сказано, то тогда он совпадает с фактическим адресом организации;
15-ая строка – Адрес места, где образуются отходы. Этих адресов может быть несколько и их все нужно указать в этой строке. Так же именно эти адреса должны стоять в протоколах лабораторных анализов отходов (адреса откуда лаборатория брала пробы).
Порядок выполнения работ
Осмотр площадки и анализ видов отходов
Осмотр территории предприятия организации для определения отходообразующей деятельности и составления перечня образующихся отходов.
Составление перечня отходов и определение их согласно ФККО
Преобразование отходов, найденных на площадке заказчика из «бытовых названий» в названия согласно ФККО.
Составление заявки в лабораторию для проведения анализов отходов
После определения количества отходов и согласования их с заказчиком составляется заявка в лабораторию, аккредитованную на проведение исследований отходов.
Согласование протоколов с лабораторией
Лаборатория на основе заявки с видами отходов проводит анализ отходов и после этого предоставляет предварительные варианты протоколов (черновики) для проверки: наименования отходов, адресов отбора проб, названия юридических лиц и т.п. Это всё делается с целью избежать ошибок при дальнейшей печати протоколов исследований.
Получение готовых протоколов отходов
После согласования протоколов отходов, лаборатория предоставляет окончательные варианты протоколов с указанием необходимых данных.
Разработка паспортов отходов
На основе полученных протоколов лабораторных исследований отходов происходит разработка самих паспортов отходов, подготовки сведений об отходе, в отдельных случаях расчёта класса опасности отхода.
Передача ПО заказчику
После разработки паспортов отходов формируется комплект документов по паспортам отходов для передачи на подпись заказчику.
Надеемся наша небольшая инструкция поможет вам заполнить новый бланк паспорта отхода, если всё же есть опасения в том, что вы неправильно всё заполните, то обращайтесь – наши специалисты сделают всю рутинную работу за вас. А вы на выходе получите документацию, заполненную по всем правилам.
И напоследок также напоминаем, что бланк паспорта отхода можно скачать здесь.
Частые вопросы
Наши цены указаны без НДС, т.к. мы применяем упрощённую систему налогообложения и не платим НДС в принципе.
Нет для отходов 5-го класса паспорт отхода не нужно делать – это указано в законах. Для данных отходов делается отдельное лабораторное исследование – «Биотестирование», оно и подтверждает, что отход относится к 5-му классу опасности.
На данный момент с точки зрения экологического законодательства медицинские отходы не являются отходами и на них невозможно сделать паспорт отхода. Пока существует только сноска в СанПиН 2.1.3684-21 о том что «медицинские отходы класса А» можно ассоциировать с ТКО в плане обращения с отходами, но паспорта отходов при этом всё равно не делаются.
Компания-перевозчик отходов в конце отчётного периода (обычно это квартал) передаёт образователю отходов «акт о приёме-передачи отходов» (не путать с бухгалтерским «актом выполненных работ») в котором указываются виды отходов, забранные в данном периоде и количество, указанное в тоннах и/или куб. метрах. Данный акт в дальнейшем будет основным документом при составлении всех отчётностей по отходам.
Накопление отходов возможно до 11 месяцев, но не более, т.к. иначе это будет являться «размещением» отходов, которое лицензируется, а отсутствие лицензии карается большими штрафами. Но также необходимо отметить, что для отдельных отходов предусмотрены санитарные нормы накопления: допустим смешанные отходы, содержащие пищевые отходы, необходимо вывозить не реже 1 раза в 3 дня.
Если это отходы 1-4 класса опасности, то нет — их необходимо передавать ТОЛЬКО организациям, имеющим лицензию на обращение с отходами (сбор, транспортирование, утилизация, размещение). Если это отходы 5 класса опасности, то их можно отдавать нелицензируемым организациям или лицам, но даже в этом случае необходимо документирование такой передачи (договор, сколько и кому передано отходов).
На данные момент законодательство требует наличие паспорт отхода у «образователя отхода», не зависимо от того, чем он занимается, поэтому даже если компания работает только в офисе и за неё отчитывается арендодатель ей всё равно необходимо разрабатывать паспорт отхода (ТБО).
До 2021 года необходимо было для всех паспортов отходов отправлять их вторые экземпляры в Росприроднадзор, с 2021 года этого делать не нужно. Данное требование осталось только для отходов, не входящих в ФККО, но с такими отходами сталкивается очень малое количество предприятий.
Нет, текущее законодательство по паспортизации отходов распространяется только на юридических лиц и ИП.
Столько, сколько у предприятия образуется отходов от прямой и сопутствующей деятельности, для этого перед паспортизацией отходов необходимо производить инвентаризация отходов.
Другие материалы по теме