Сроки
От 7 до 10 дней
В нашей стране, большая часть всех видов отходов связана именно с производствами. Практически половина всего мусора — это отходы предприятий, что-либо производящих заводов и других организаций. Сырьевая направленность нашей экономики способствует формированию отходов различных классов в большом объеме. Стоит так же заметить и то, что отсутствие ресурсосберегающих технологических процессов, неудовлетворительный уровень эко-культуры не только населения, но и предприятий — всё это приводит к неуклонному ежегодному приросту в объемах отходов, в том числе и самых опасных классов.
Для правильной переработки и утилизации отходов, формирование которых проходит на различных этапах технологического процесса предприятий, а также в процессе жизнедеятельности населения — отходы подразделяются по классам опасности. Для того что бы правильно идентифицировать класс опасности отхода, стоит воспользоваться федеральным классификационным каталогом (здесь и далее — ФККО) и путем сопоставления характеристик, найти соответствующий номер, а вместе с ним и определить класс опасности.
Документом, подтверждающим, что отход причислен к какому-либо классу опасности, а также известны его химический и компонентные составы — является паспорт опасного отхода.
Паспорт опасного отхода (как один из многих продуктов экологического законодательства) разрабатывается в соответствии с требованиями Росприроднадзора, который контролирует и согласовывает большинство экологических проектов.
При разработке паспорта опасного отхода, стоит учитывать специфику проектирования данного документа. Он должен включать информацию о предприятии, информацию о том, как и при каких обстоятельствах (технологический процесс, результат жизнедеятельности человека, процесс утраты изначальным материалом своих потребительских свойств и т.п.) этот отход был образован; компонентный и/или химический состав отхода, его агрегатное состояние (пыль, шлам, твердый, смешанный и т.п.). Ну а первым делом стоит определить классификацию отхода в рамках ФККО:
описываем при каких обстоятельствах/условиях отход получился (механический процесс, истек срок годности и т.п.);
затем проводим анализы отхода (обязательно лабораторией, имеющей аккредитацию на данный вид исследований), выясняем его химический, а в некоторых случаях, компонентный состав;
указываем нынешнее агрегатное состояние;
вносим информацию об организации образователе отхода.
Разработанный в установленном порядке паспорт опасного отхода, имеет неограниченный срок действия, в том случае, если отход, присутствует в ФККО и может классифицироваться. Если же ваш отход отсутствует в каталоге ФККО, то срок действия паспорта опасного отхода ограничен временем внесения данного отхода в ФККО. И после того, как ваш отход, получит соответствующую классификацию по ФККО, т.е. будет внесен в каталог ФККО, вам необходимо будет подать пакет проектной документации на паспорт опасного отхода — повторно. После этого, вновь оформленный паспорт опасности отхода будет иметь неограниченный период действия.
Порядок выполнения работ
Осмотр площадки и анализ видов отходов
Осмотр территории предприятия организации для определения отходообразующей деятельности и составления перечня образующихся отходов.
Составление перечня отходов и определение их согласно ФККО
Преобразование отходов, найденных на площадке заказчика из «бытовых названий» в названия согласно ФККО.
Составление заявки в лабораторию для проведения анализов отходов
После определения количества отходов и согласования их с заказчиком составляется заявка в лабораторию, аккредитованную на проведение исследований отходов.
Согласование протоколов с лабораторией
Лаборатория на основе заявки с видами отходов проводит анализ отходов и после этого предоставляет предварительные варианты протоколов (черновики) для проверки: наименования отходов, адресов отбора проб, названия юридических лиц и т.п. Это всё делается с целью избежать ошибок при дальнейшей печати протоколов исследований.
Получение готовых протоколов отходов
После согласования протоколов отходов, лаборатория предоставляет окончательные варианты протоколов с указанием необходимых данных.
Разработка паспортов отходов
На основе полученных протоколов лабораторных исследований отходов происходит разработка самих паспортов отходов, подготовки сведений об отходе, в отдельных случаях расчёта класса опасности отхода.
Передача ПО заказчику
После разработки паспортов отходов формируется комплект документов по паспортам отходов для передачи на подпись заказчику.
Стоит учитывать момент, при котором на каждый отдельный вид отхода, необходимо проектировать отдельный паспорт опасности отходов, сделать один паспорт на все отходы не получится. Не стоит так же, рисковать и как-то укрывать данные о деятельности своей организации в рамках экологической безопасности. При сокрытии, искажении либо подаче недостоверных данных, сулят штрафы до 80 тыс. рублей и приостановка деятельности предприятия до 90 суток (это регламентирует статья 8.5 КоАП РФ). Если же на вашем предприятии, или даже в офисе, отсутствует паспорт опасного отхода, то в рамках п.9 статьи 8.2 КоАП РФ, будьте готовы к возможным санкциям в виде штрафов (до 350 тыс. рублей) и остановки деятельности предприятия.
Не стоит рисковать и в попытках сэкономить: без должного опыта, знания и необходимых данных пытаться разработать проект паспортизации отходов по классам опасности самостоятельно. Это вариант не исключен, но тогда нужно будет ознакомиться со всеми нормативными актами, правилами и спецификой оформления, сбора и предоставления данных о документах. Альтернатива данным действиям — экологический аутсорсинг: специализированные компании в сфере экологии могут стать отличными помощниками в разработке подобной документации. Данные компании, имея собственный штат сотрудников, экологов, специалистов, актуальную нормативно-правовую базу, знания и опыт в сфере разработки проектов экологической документации в короткие сроки и по лояльным ценам помогут разработать паспорта опасных отходов. Одна из таких компаний — ООО «ДПЭ» (DPE LLC). Свяжитесь с нами и мы уверены, что вы станете нашими постоянными клиентами, как и многие компании до вас.
Частые вопросы
Наши цены указаны без НДС, т.к. мы применяем упрощённую систему налогообложения и не платим НДС в принципе.
Нет для отходов 5-го класса паспорт отхода не нужно делать – это указано в законах. Для данных отходов делается отдельное лабораторное исследование – «Биотестирование», оно и подтверждает, что отход относится к 5-му классу опасности.
На данный момент с точки зрения экологического законодательства медицинские отходы не являются отходами и на них невозможно сделать паспорт отхода. Пока существует только сноска в СанПиН 2.1.3684-21 о том что «медицинские отходы класса А» можно ассоциировать с ТКО в плане обращения с отходами, но паспорта отходов при этом всё равно не делаются.
Компания-перевозчик отходов в конце отчётного периода (обычно это квартал) передаёт образователю отходов «акт о приёме-передачи отходов» (не путать с бухгалтерским «актом выполненных работ») в котором указываются виды отходов, забранные в данном периоде и количество, указанное в тоннах и/или куб. метрах. Данный акт в дальнейшем будет основным документом при составлении всех отчётностей по отходам.
Накопление отходов возможно до 11 месяцев, но не более, т.к. иначе это будет являться «размещением» отходов, которое лицензируется, а отсутствие лицензии карается большими штрафами. Но также необходимо отметить, что для отдельных отходов предусмотрены санитарные нормы накопления: допустим смешанные отходы, содержащие пищевые отходы, необходимо вывозить не реже 1 раза в 3 дня.
Если это отходы 1-4 класса опасности, то нет — их необходимо передавать ТОЛЬКО организациям, имеющим лицензию на обращение с отходами (сбор, транспортирование, утилизация, размещение). Если это отходы 5 класса опасности, то их можно отдавать нелицензируемым организациям или лицам, но даже в этом случае необходимо документирование такой передачи (договор, сколько и кому передано отходов).
На данные момент законодательство требует наличие паспорт отхода у «образователя отхода», не зависимо от того, чем он занимается, поэтому даже если компания работает только в офисе и за неё отчитывается арендодатель ей всё равно необходимо разрабатывать паспорт отхода (ТБО).
До 2021 года необходимо было для всех паспортов отходов отправлять их вторые экземпляры в Росприроднадзор, с 2021 года этого делать не нужно. Данное требование осталось только для отходов, не входящих в ФККО, но с такими отходами сталкивается очень малое количество предприятий.
Нет, текущее законодательство по паспортизации отходов распространяется только на юридических лиц и ИП.
Столько, сколько у предприятия образуется отходов от прямой и сопутствующей деятельности, для этого перед паспортизацией отходов необходимо производить инвентаризация отходов.
Другие материалы по теме