По будням с 09.00 до 18.00
Мы online:

В нашей стране, большая часть всех видов отходов связана именно с производствами. Практически половина всего мусора — это отходы предприятий, что-либо производящих заводов и других организаций. Сырьевая направленность нашей экономики способствует формированию отходов различных классов в большом объеме. Стоит так же заметить и то, что отсутствие ресурсосберегающих технологических процессов, неудовлетворительный уровень эко-культуры не только населения, но и предприятий — всё это приводит к неуклонному ежегодному приросту в объемах отходов, в том числе и самых опасных классов.

Составление паспорта опасного отхода

Для правильной переработки и утилизации отходов, формирование которых проходит на различных этапах технологического процесса предприятий, а также в процессе жизнедеятельности населения — отходы подразделяются по классам опасности. Для того что бы правильно идентифицировать класс опасности отхода, стоит воспользоваться федеральным классификационным каталогом (здесь и далее — ФККО) и путем сопоставления характеристик, найти соответствующий номер, а вместе с ним и определить класс опасности.

Документом, подтверждающим, что отход причислен к какому-либо классу опасности, а также известны его химический и компонентные составы — является паспорт опасного отхода.

Процедура паспортизации отходов I-IV класса опасности

Паспорт опасного отхода (как один из многих продуктов экологического законодательства) разрабатывается в соответствии с требованиями Росприроднадзора, который контролирует и согласовывает большинство экологических проектов.

При разработке паспорта опасного отхода, стоит учитывать специфику проектирования данного документа. Он должен включать информацию о предприятии, информацию о том, как и при каких обстоятельствах (технологический процесс, результат жизнедеятельности человека, процесс утраты изначальным материалом своих потребительских свойств и т.п.) этот отход был образован; компонентный и/или химический состав отхода, его агрегатное состояние (пыль, шлам, твердый, смешанный и т.п.). Ну а первым делом стоит определить классификацию отхода в рамках ФККО:

  • описываем при каких обстоятельствах/условиях отход получился (механический процесс, истек срок годности и т.п.);

  • затем проводим анализы отхода (обязательно лабораторией, имеющей аккредитацию на данный вид исследований), выясняем его химический, а в некоторых случаях, компонентный состав;

  • указываем нынешнее агрегатное состояние;

  • вносим информацию об организации образователе отхода.

Разработанный в установленном порядке паспорт опасного отхода, имеет неограниченный срок действия, в том случае, если отход, присутствует в ФККО и может классифицироваться. Если же ваш отход отсутствует в каталоге ФККО, то срок действия паспорта опасного отхода ограничен временем внесения данного отхода в ФККО. И после того, как ваш отход, получит соответствующую классификацию по ФККО, т.е. будет внесен в каталог ФККО, вам необходимо будет подать пакет проектной документации на паспорт опасного отхода — повторно. После этого, вновь оформленный паспорт опасности отхода будет иметь неограниченный период действия.

Порядок выполнения работ

01

Осмотр площадки и анализ видов отходов

Осмотр территории предприятия организации для определения отходообразующей деятельности и составления перечня образующихся отходов.

02

Составление перечня отходов и определение их согласно ФККО

Преобразование отходов, найденных на площадке заказчика из «бытовых названий» в названия согласно ФККО.

03

Составление заявки в лабораторию для проведения анализов отходов

После определения количества отходов и согласования их с заказчиком составляется заявка в лабораторию, аккредитованную на проведение исследований отходов.

04

Согласование протоколов с лабораторией

Лаборатория на основе заявки с видами отходов проводит анализ отходов и после этого предоставляет предварительные варианты протоколов (черновики) для проверки: наименования отходов, адресов отбора проб, названия юридических лиц и т.п. Это всё делается с целью избежать ошибок при дальнейшей печати протоколов исследований.

05

Получение готовых протоколов отходов

После согласования протоколов отходов, лаборатория предоставляет окончательные варианты протоколов с указанием необходимых данных.

06

Разработка паспортов отходов

На основе полученных протоколов лабораторных исследований отходов происходит разработка самих паспортов отходов, подготовки сведений об отходе, в отдельных случаях расчёта класса опасности отхода.

07

Передача ПО заказчику

После разработки паспортов отходов формируется комплект документов по паспортам отходов для передачи на подпись заказчику.

Паспорт опасного отхода: особенности, нормативы

Стоит учитывать момент, при котором на каждый отдельный вид отхода, необходимо проектировать отдельный паспорт опасности отходов, сделать один паспорт на все отходы не получится. Не стоит так же, рисковать и как-то укрывать данные о деятельности своей организации в рамках экологической безопасности. При сокрытии, искажении либо подаче недостоверных данных, сулят штрафы до 80 тыс. рублей и приостановка деятельности предприятия до 90 суток (это регламентирует статья 8.5 КоАП РФ). Если же на вашем предприятии, или даже в офисе, отсутствует паспорт опасного отхода, то в рамках п.9 статьи 8.2 КоАП РФ, будьте готовы к возможным санкциям в виде штрафов (до 350 тыс. рублей) и остановки деятельности предприятия.

Паспорт опасного отхода: аутсорсинг, аудит

Не стоит рисковать и в попытках сэкономить: без должного опыта, знания и необходимых данных пытаться разработать проект паспортизации отходов по классам опасности самостоятельно. Это вариант не исключен, но тогда нужно будет ознакомиться со всеми нормативными актами, правилами и спецификой оформления, сбора и предоставления данных о документах. Альтернатива данным действиям — экологический аутсорсинг: специализированные компании в сфере экологии могут стать отличными помощниками в разработке подобной документации. Данные компании, имея собственный штат сотрудников, экологов, специалистов, актуальную нормативно-правовую базу, знания и опыт в сфере разработки проектов экологической документации в короткие сроки и по лояльным ценам помогут разработать паспорта опасных отходов. Одна из таких компаний — ООО «ДПЭ» (DPE LLC). Свяжитесь с нами и мы уверены, что вы станете нашими постоянными клиентами, как и многие компании до вас.

Частые вопросы

Наши цены указаны без НДС, т.к. мы применяем упрощённую систему налогообложения и не платим НДС в принципе.

Нет для отходов 5-го класса паспорт отхода не нужно делать – это указано в законах. Для данных отходов делается отдельное лабораторное исследование – «Биотестирование», оно и подтверждает, что отход относится к 5-му классу опасности.

На данный момент с точки зрения экологического законодательства медицинские отходы не являются отходами и на них невозможно сделать паспорт отхода. Пока существует только сноска в СанПиН 2.1.3684-21 о том что «медицинские отходы класса А» можно ассоциировать с ТКО в плане обращения с отходами, но паспорта отходов при этом всё равно не делаются.

Компания-перевозчик отходов в конце отчётного периода (обычно это квартал) передаёт образователю отходов «акт о приёме-передачи отходов» (не путать с бухгалтерским «актом выполненных работ») в котором указываются виды отходов, забранные в данном периоде и количество, указанное в тоннах и/или куб. метрах. Данный акт в дальнейшем будет основным документом при составлении всех отчётностей по отходам.

Накопление отходов возможно до 11 месяцев, но не более, т.к. иначе это будет являться «размещением» отходов, которое лицензируется, а отсутствие лицензии карается большими штрафами. Но также необходимо отметить, что для отдельных отходов предусмотрены санитарные нормы накопления: допустим смешанные отходы, содержащие пищевые отходы, необходимо вывозить не реже 1 раза в 3 дня.

Если это отходы 1-4 класса опасности, то нет — их необходимо передавать ТОЛЬКО организациям, имеющим лицензию на обращение с отходами (сбор, транспортирование, утилизация, размещение). Если это отходы 5 класса опасности, то их можно отдавать нелицензируемым организациям или лицам, но даже в этом случае необходимо документирование такой передачи (договор, сколько и кому передано отходов).

На данные момент законодательство требует наличие паспорт отхода у «образователя отхода», не зависимо от того, чем он занимается, поэтому даже если компания работает только в офисе и за неё отчитывается арендодатель ей всё равно необходимо разрабатывать паспорт отхода (ТБО).

До 2021 года необходимо было для всех паспортов отходов отправлять их вторые экземпляры в Росприроднадзор, с 2021 года этого делать не нужно. Данное требование осталось только для отходов, не входящих в ФККО, но с такими отходами сталкивается очень малое количество предприятий.

Нет, текущее законодательство по паспортизации отходов распространяется только на юридических лиц и ИП.

Столько, сколько у предприятия образуется отходов от прямой и сопутствующей деятельности, для этого перед паспортизацией отходов необходимо производить инвентаризация отходов.

Другие материалы по теме

Нас рекомендуют

Заказать консультацию