Сроки
Около двух недель.
Российское законодательство в области охраны окружающей среды серьёзно изменилось в 2016 году. Наши законодатели принципиально изменили подход к определению главных загрязнителей природы: раньше существовал, так называемый, «бухгалтерский» подход, т.е. чем больше по штату и денежному обороту компания, тем больше считалось, что она вредит окружающей среде. Однако данный подход не редко приводил к странным случаям – например, крупная IT-компания, сотрудники которой работают только в офисе, разрабатывала всевозможные экологические документы, а небольшой цех по производству ртутных компонентов или гальваники обходился минимумом документации, при том что вреда наносил заметно больше. После 2016 года стал применяться более логичный подход: чем больше у организации вклад в негативное воздействие на окружающую среду, тем больше различной экологической документации она разрабатывает и наоборот.
Для того чтобы каким-либо образом разграничить предприятия друг от друга (литейный завод от кондитерской) была создана классификация, названная «Категории объектов негативного воздействия на окружающую среду» («категории объектов НВОС»). Данная классификация и разделила все предприятия и организации в России на 4 группы (по факту получилось даже 5, но об этом позже): предприятия, наносящие наибольший вред окружающей среде стали относится к первой категории объектов НВОС, а предприятия с наименьшим вредом к четвёртой категории объектов НВОС. Попадание предприятия или организации, в какую либо группу категории объектов НВОС регламентируется законодательными нормами (Постановление Правительства РФ № 2398). Причём тут существует нюанс: при составлении заявления на присвоение категории НВОС природопользователь может указать ту категорию, которую, как он понял, должен получить, но вот Росприроднадзор уже присваивает такую категорию объекту НВОС, которую он считает верной. Именно по этой причине существует не мало жалоб на Росприроднадзор в том, что он не присваивают 4-ю категорию НВОС, как заявлял природопользователь, а только 3-ю.
Как уже мы говорили ранее, в зависимости от категории объекта НВОС нужно делать определённые экологические документы и отчёты, поэтому пока не известна категория НВОС у организации нет чёткого понимания какие именно природоохранные проекты нужно делать и какие отчёты предоставлять в уставленное законодательством сроки. Когда объекту НВОС присваивается категория, то с этого момента уже нет неопределённости и можно однозначно понять, что нужно делать тому или иному предприятию, а так же какие коэффициенты применять при расчёте и подаче платы за НВОС.
Порядок выполнения работ
Осмотр площадки
Выезд на площадку заказчика для осмотра источников выделения, источников выбросов, сбросов и отходов, а также территории вокруг объекта.
Составление перечня отходов, источников выбросов и выбрасываемых веществ
На основе визуального осмотра территории, составляется перечень отходов, источников выбросов (труб, вентиляций, шахт и т.п.), с описанием техпроцесса, для последующего определения выбрасываемых источником загрязняющих веществ.
Составление ТЗ в лабораторию для проведения измерений выбросов (при необходимости)
Составляется и отправляется в лабораторию техническое задание для проведения замеров на источниках выбросов и сбросах подлежащих лабораторным исследованиям (если они необходимы и не были проведены ранее).
Получение от лаборатории протоколов измерений выбросов и сбросов
После проведения замеров лабораторией, получение от неё готовых протоколов исследований по веществам согласно источникам выбросов и сбросов.
Расчёт показателей накопления отходов, параметров источников выбросов и сбросов
Проводятся расчёты показателей:
Составление заявки для получения категории НВОС
После проведения всех расчётов заполняется заявка на получение категории НВОС, в которой указываются все отходы, источники выбросов и сбросов. Далее данная заявка загружается на портал «Госуслуги» и подписывается с помощью ЭЦП предприятия.
Получение информации о присвоении объекту категории
Через 10 дней (регламентный срок) заказчик в личном кабинете на сайте «Госуслуг» получает «Свидетельство о постановке на учёт объекта НВОС» (или «Выписки из реестра объектов НВОС») в виде файла в формате «.pdf». Также информация о данном объекте появляется в базе данных обо всех объектах НВОС.
Как бы ни старался наш законодатель, но в результате практического применения нового законодательства по присвоению категорий объектам НВОС практически сразу возник изъян: появилась ещё одна прослойка организаций, которым законодатель даёт официальный отказ в постановке на учёт объектов НВОС, т.к. осуществляемая ими деятельность отсутствует в критериях. Это особенно чётко было заметно при «старых» критериях» (Постановление № 1029), но и в новом перечне из Постановления Правительства № 2398, они тоже остались, хоть и надо отдать должное законодателю — 90-95% таких объектов они вернули в правовое поле. И хоть подобных объектов сейчас очень мало, всё же какие-то из наших читателей могут ими оказаться, поэтому дадим по ним небольшое описание.
Таким предприятиям необходимо разрабатывать природоохранную документацию (да, даже если у них отсутствует категория НВОС), причём её перечень во многом схож с перечнем для объектов 3-й категории НВОС. Кстати, в бытовом сленге подобные организации называют «5-й категорией» (повторимся — это сленг, т.к. законодательно никакой 5-й категории не существует) или ещё «бескатегорийники». К таковым «счастливчикам» в основном относятся организации, занимающиеся офисной работой или владельцы коммерческой недвижимости.
Процедуру получения категории объекта НВОС предваряет инвентаризация объекта НВОС, для определения количества отходов, количества источников выбросов и количества источников сбросов. Если данный отчёт имеется, то тогда процедура заполнения заявления с приложениями займёт от 1 до 3 рабочих дней (в зависимости от сложности объекта), и согласование в Росприроднадзоре составляет ещё 10 рабочих дней. Иными словами вся процедура занимает в большинстве случаев не более 3-х, максимум 4-х недель.
Поручив выполнение данной работы нашим сотрудникам Вы получите уже готовый результат в процессе, которого специалисты нашей компании сделают за Вас следующие мероприятия:
приедут на место и оценят объём работ;
проведут инвентаризацию Объекта НВОС;
привлекут при необходимости аккредитованные лаборатории в области контроля отходов, воздуха и воды;
соберут необходимые исходные данные (некоторые данные имеются только у заказчика работ);
заполнят заявку на присвоение категории объекта НВОС с проведением необходимых расчётов в приложениях к заявке;
отправят заявку в департамент Росприроднадзора или орган местного самоуправления;
получат «Свидетельство о постановке на учёт объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду» и передадут его Вам.
Стоимость услуг по постановке на учёт объекта НВОС составляет от 7 500 руб.
Мы гарантируем своим клиентам предоставление консультаций по всем вопросам природоохранного российского законодательства во время всего периода сотрудничества.
Важно понимать, что отсутствие «Свидетельства о постановке на учёт объекта НВОС» помимо текущих неудобств в плане отсутствия чёткого понимания, какую природоохранную документацию нужно разрабатывать, наказывается и штрафными санкциями (статья 8.46 КоАП):
Юр. лица и ИП: от 30 до 100 тыс. рублей
Не доводите дело до подобных ситуаций – позвольте Вам помочь профессионалам!
Частые вопросы
Да, нужно. Если изменился тех. процесс: добавились/убавились источники выбросов или сбросов; открылось дополнительное производство (появились новые виды отходов) и т.п., то необходимо произвести «актуализацию данных объекта НВОС» — подать новую заявку и получить новое «Свидетельство о постановке на учёт объекта НВОС». Это связано с тем, что в заявке на получение категории НВОС, а затем и на общем портале объектов НВОС указываются все параметры «производства»: сколько и каких отходов образуется, сколько и каких веществ выбрасывается в атмосферу или в водоёмы и если фактические показатели будут отличаться от поданных в надзорный орган, то это будет истолковано как «сокрытие природоохранной информации» и наказывается штрафами.
До 01.01.2021 была группа объектов, которым Росприроднадзора отказывал в постановке на учёт — так называемые «бескатегорийники». С 01.01.2021 произошли изменения в критериях определения категории объектов НВОС и категории присваиваются всем, практически сейчас не должно существовать объектов которым нельзя присвоить категорию НВОС. Поэтому если Ваш объект до сих пор «бескатегорийный», то необходимо подать заявку заново и получить категорию.
Перечень критериев отнесения объектов к Федеральному надзору указан в Постановление Правительства РФ № 903 от 28 августа 2015 года. Если ваш объект не попадает под указанные критерии, значит он относится к региональному надзору.
Это сделать не сложно, нужно перейти на сайт электронного реестра объектов НВОС.
На данном сайте в соответствующем поле нужно будет вбить ИНН организации: и если у организации стоят на учёте объекты НВОС (не важно сколько), то портал покажет все объекты, которым присвоена категория. Если ничего не высветиться, значит объекты НВОС у организации не поставлен(-ы) на учёт.
Подтверждающим документом является «Свидетельство о постановке на государственный учёт объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду». У него есть дата и уникальный номер, его не выдают в бумажном виде, а высылают по почте в виде документа подписанного ЭЦП. В последнее время также можно встретить документ «Выписка из реестра объектов НВОС», который также является подтверждающим докуметом.
Срока действия у постановки на учёт объекта НВОС нет, если не меняется категория НВОС. Категория НВОС может измениться в случае изменения тех. процесса либо в случае изменения соответствующего законодательства.
Всем юр. лицам и ИП, имеющим в собственности или аренде здания/земли/площадки и т.п. т.е., по сути, всем, кроме арендующих офисные помещения. Это необходимо для того, чтобы получить категорию и далее знать какие документы и отчёты нужно будет делать, т.к. это всё зависит от категории НВОС.
Можно. Категория у объекта НВОС может измениться, например из-за нового подхода к критериям (после 01.01.2021), или если изменились мощности техпроцесса – например, с котельной мощностью в 100 МВт до 1 ГВт и т.п. Для этого необходимо повторно свериться с критериями объектов НВОС, и при обнаружении расхождений между присвоенной категорией и указанными в Постановлении Правительства № 2398, необходимо подавать заявку об актуализации категории.
Это значит кто будет присваивать объекту категорию НВОС и куда подавать отчётные документы:
Другие материалы по теме