По будням с 09.00 до 18.00
Мы online:

Утверждение нормативов допустимых выбросов (НДВ), это уже итоговый процесс более глобальной работы, включающей с себя: инвентаризацию источников выбросов, уже потом идёт сам расчёт нормативов и только после этого происходит процесс утверждения нормативов допустимых выбросов. Более того в зависимости от категории объекта НВОС, для которого происходит это утверждение НДВ, будет происходить немного своя процедура разработки и этого самого утверждения. Давайте разберёмся от чего это зависит.

Расчёт нормативов выбросов

Как уже было сказано вначале: нужно произвести инвентаризацию источников выбросов:

  • выяснить информацию об этих источниках (количество, параметры – ширина, высота и т.п.);

  • от каких процессов происходит выброс (для определения веществ);

  • при необходимости произвести лабораторные замеры.

Параллельно с этим происходит получение необходимой справочной информации: определение фоновой концентрации веществ, получение климатических характеристик района, получение карты с привязкой к местной системе координат.

После всех этих подготовительных работ происходит собственно расчёт нормативов выбросов предприятия.

Зависимость НДВ от объекта НВОС

Напомним, что последний нормативный документ регламентирующий процесс разработки проектов НДВ – это недавнее Постановление Правительства России за номером №2055 от 09 декабря 2020 года и предваряющий его Приказ № 581 Министерства природных ресурсов и экологии от 11 августа 2020 года (последний вступил в силу с июля 2021 года). Так вот Постановление 2055 немного изменило ранее действовавший принцип разработки нормативов выбросов и ввело зависимость перечня веществ, для которых производится расчёт в зависимости от категории объекта НВОС. И вот как это выглядит сейчас:

  • объекты 1 и 3 категории рассчитывают нормативы вредных выбросов только для наиболее опасных, мутагенных веществ (веществ 1 и 2 класса);

  • объекты 2-й категории НВОС осуществляют расчёт нормативов уже для веществ, обозначенных в Распоряжении Правительства РФ № 1316-р от 08.07.2015 года;

  • объекты 4-й категории НВОС, напомним, не делают расчёт НДВ вовсе.

Порядок выполнения работ

Утверждение нормативов выбросов

Так же в Постановлении №2055 говорится каким образом должны утверждаться нормативы выбросов в зависимости от категории:

  • для объектов 1-й категории НДВ утверждаются комплексным экологическим разрешением (КЭР);

  • для объектов 2-й категории НДВ могут также утверждаться КЭР, если объект попадает под условия КЭР и предприятие захотело его получить; в ином случает НДВ являются приложением к Декларации о воздействии на ОС (ДВОС) и утверждаются на самом предприятии;

  • для объектов 3-й категории НДВ и утверждаются на самом предприятии, иначе говоря, его руководителем.

Однако появилось новое требование: НДВ хоть и утверждаются руководителем предприятия, однако, цитата: «утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического разрешения». Т.е. получается, что всё равно необходимо будет осуществлять процедуру согласования НДВ в Роспотребнадзоре.

Штраф за отсутствие НДВ

Как мы часто пишем: если наличие какого-то документа является обязательным для природопользователя, то его отсутствие обязательно карается штрафными санкциями. Проект НДВ в этом случае не является исключением: согласно статье 8.21 кодекса об административных правонарушениях за его отсутствие штрафным санкциям подвержены:

  • должностные лица – 40 000 – 50 000 рублей;

  • ИП – 30 000 – 50 000 рублей;

  • юридические лица – 180 000 – 250 000 рублей;

  • особое наказание: остановка работы предприятия на 90 суток.

Образцы и формы документа

Частые вопросы

Заказать консультацию