По будням с 09.00 до 18.00
Мы online:

На своём веку многие участники экологического сообщества уже убедились в том, что нет ничего более изменчивого чем российское законодательство вообще и в области природопользования в частности. Законы, Постановления, Приказы и прочие НПА изменяются почти каждый год (а иногда и не один раз в год), а в начале 2021 года вообще было резкое изменение многих нормативных документов, около 80 документов перестало действовать с 01 января 2021 года «благодаря» Постановлению Правительства РФ № 1496 от 18 сентября 2020 года. Взамен им довольно спешно начали издаваться новые НПА во многих, скажем так, «направлениях» экологической сферы. Про вновь вступившие в силу законодательные акты, касающиеся паспортов отходовкритериев объектов НВОС или экологической отчётности у нас имеются отдельные статьи, сейчас же поговорим про Нормативы допустимых выбросов и что с ними стало после 01 января 2021 года.

Закон о нормативах допустимых выбросов

Про нормативы допустимых выбросов в нашем законодательстве говорят и Федеральный закон № 7 «Об охране окружающей среды» и Федеральный закон № 96 «Об охране атмосферного воздуха», но мы сегодня хотим поговорить о Постановлении Правительства России № 2055 от 09 декабря 2020 года. Именно оно на сегодняшний день является последним и наиболее конкретным документом описывающем процедуру разработки и согласования (вы не ошиблись – опять нужно согласовывать) нормативов допустимых выбросов. Действие Постановления началось с 01 января 2021 года, и оно будет действовать до 01 января 2027 года (кстати, кому интересно: у нас имеется отдельная статья про этот срок – уж больно много законов на него завязано).

Изменения в нормативах допустимых выбросов

Итак, что же нового нам принесло уже не раз упомянутое Постановление № 2055. Если быть откровенным, то большая часть его текста посвящена тому, как разрабатывать нормативы допустимых выбросов и согласовывать проект ПДВ (именно ПДВ) объектам 1-й категории НВОС. Но его первая треть всё же относится ко многим предприятиям в нашей стране: в Постановлении ещё раз подтверждается, что нормативы допустимых выбросов (НДВ) разрабатывают объекты 1-й, 2-й и 3-й категории НВОС, а объекты 4-й категории освобождены от их разработки. Однако для объектов 1-й, 2-й и 3-й категории появились интересные нюансы:

  • НДВ для объектов 1-й и 3-й категории НВОС рассчитываются только для веществ 1 и 2 класса опасности (если про 3-ю категорию мы это знали, то добавление 1-й – это новелла);

  • НДВ для объектов 2-й категории НВОС рассчитываются для загрязняющих веществ, содержащихся в перечне загрязняющих веществ, в отношении которых применяют меря гос. Регулирования. По всей видимости имеется ввиду Распоряжение Правительства РФ № 1316-р от 08 июля 2015 года. Однако, по всей видимости, это так же и означается, то если в выбросах имеются вещества, которые отсутствуют в Распоряжении № 1316-р, то НДВ рассчитывать не нужно;

  • для объектов 3-й категории выбросы, указанные в заявке о постановке на учёт объекта НВОС, признаются осуществляемыми в пределах НДВ. Это довольно важное замечание, влияющее на заполнение Декларации о плате за НВОС.

Порядок выполнения работ

01

Осмотр площадки

Выезд на площадку заказчика для осмотра территории, источников выделения, источников выбросов, территории вокруг объекта.

02

Составление перечня источников выбросов и перечня выбрасываемых веществ

На основе визуального осмотра территории, составляется перечень источников выбросов (труб, вентиляций, шахт и т.п.) с описание тех процесса, для последующего определения выбрасываемых источником загрязняющих веществ.

03

Составление ТЗ в лабораторию для проведения измерений выбросов (при необходимости)

Составляется техническое задание в лабораторию для проведения замеров на источниках выбросов подлежащих лабораторным исследованиям.

04

Получение от лаборатории протоколов измерений выбросов

Выезд лаборатории для замеров и получение от неё готовых протоколов исследований по веществам согласно источникам выбросов.

05

Получение справочного и и картографического материала

Заказ и получение в государственных структурах справочного и картографического материала:

  • Справка о фоновых концентрациях веществ в атмосфере;

  • Справка о климатических характеристиках района;

  • Справка о количестве дней с устойчивым снежным покровом (опционально);
  • Ситуационный план в масштабе 1:2000;

  • Привязка к местной системе координат.

06

Расчёт нормативов допустимых выбросов (НДВ)

После получения справочного материала и на основе готовых протоколов лабораторных исследований источников выбросов проводит расчёт нормативов и составляется проект НДВ, имеющий следующие основные разделы:

  • Аннотация (пояснительная записка);

  • Проведение расчётов рассеивания загрязняющих веществ;

  • Составление плана-графика контроля НДВ;

  • Выводы по проекту.

07

Согласование проекта НДВ в ФБУЗ

Оплата и передача скомпонованного проекта НДВ в «Центр гигиены и эпидемиологии» для проведения экспертизы с последующим получением «Экспертного заключения на проект НДВ».

Нужно ли согласовывать нормативы допустимых выбросов

Тут мы подошли ещё к одному интересному новшеству. Для этого перейдём в пункт 10 Постановления № 2055. Там сказано о том, что для, тех получает КЭР нормативы устанавливают автоматически в самом КЭР, для тех, кто делает декларацию о воздействии на ОС (ДВОС) нормативы будут приложением к ДВОС, а для объектов 3-й категории НВОС нормативы утверждаются «хозяйствующим субъектом», т.е. руководителем самой организации. Однако появилось существенное дополнение: «НДВ утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии НДВ санитарным нормам», т.е. утверждать-то предприятие может и само, но перед этим обязательно получи Сан-Эпид на нормативы. Как мы знаем «санитарно-эпидемиологическое заключение» (на что угодно) выдаёт Роспотребнадзор, а зачастую перед этим он ещё требует провести экспертизу во ФБУЗ, что в свою очередь влечёт дополнительные расходы, т.к. проведение экспертизы — это платная услуга. Будут ли требовать Роспотребнадзор экспертизу в обязательном для НДВ пока не известно, но для них соблазн очень велик, поэтому никто не будет удивлён этому требованию.

Пожалуй, это главные особенности Постановления, об остальных каждый при желании может прочитать сам.

Чем грозит отсутствие рассчитанных НДВ

Уже давно в российском КоАП существует статья 8.21, по которой тем, кто обязан иметь НДВ, но не сделал их грозит штраф в размерах, зависящих от того на кого они будут наложены:

  • на должностных лиц – 40 000 – 50 000 руб.

  • на ИП – 30 000 – 50 000 руб.

  • на юр. лиц – 180 000 – 250 000 руб.

Или также возможна остановка деятельности предприятия на 90 суток.

Специалисты нашей компании уже давно занимаются расчётами НДВ и поэтому имеют большой опыт в данной работе, а также во взаимодействии с надзорными органами. Кроме того, мы осуществляем работу в пределах очень демократичных цен – от 25 000 рублей, благодаря налаженной системе управления проектами. Обращайтесь к нам, и вы сможете сами оценить нашу работу. Будем рады видеть вас среди наших клиентов!

Образцы и формы документа

Частые вопросы

Нас рекомендуют

Заказать консультацию