Сроки
В среднем, порядка четырёх месяцев
Утверждение нормативов допустимых выбросов (НДВ), это уже итоговый процесс более глобальной работы, включающей с себя: инвентаризацию источников выбросов, уже потом идёт сам расчёт нормативов и только после этого происходит процесс утверждения нормативов допустимых выбросов. Более того в зависимости от категории объекта НВОС, для которого происходит это утверждение НДВ, будет происходить немного своя процедура разработки и этого самого утверждения. Давайте разберёмся от чего это зависит.
Как уже было сказано вначале: нужно произвести инвентаризацию источников выбросов:
выяснить информацию об этих источниках (количество, параметры – ширина, высота и т.п.);
от каких процессов происходит выброс (для определения веществ);
при необходимости произвести лабораторные замеры.
Параллельно с этим происходит получение необходимой справочной информации: определение фоновой концентрации веществ, получение климатических характеристик района, получение карты с привязкой к местной системе координат.
После всех этих подготовительных работ происходит собственно расчёт нормативов выбросов предприятия.
Напомним, что последний нормативный документ регламентирующий процесс разработки проектов НДВ – это недавнее Постановление Правительства России за номером №2055 от 09 декабря 2020 года и предваряющий его Приказ № 581 Министерства природных ресурсов и экологии от 11 августа 2020 года (последний вступил в силу с июля 2021 года). Так вот Постановление 2055 немного изменило ранее действовавший принцип разработки нормативов выбросов и ввело зависимость перечня веществ, для которых производится расчёт в зависимости от категории объекта НВОС. И вот как это выглядит сейчас:
объекты 1 и 3 категории рассчитывают нормативы вредных выбросов только для наиболее опасных, мутагенных веществ (веществ 1 и 2 класса);
объекты 2-й категории НВОС осуществляют расчёт нормативов уже для веществ, обозначенных в Распоряжении Правительства РФ № 1316-р от 08.07.2015 года;
объекты 4-й категории НВОС, напомним, не делают расчёт НДВ вовсе.
Порядок выполнения работ
Осмотр площадки
Выезд на площадку заказчика для осмотра территории, источников выделения, источников выбросов, территории вокруг объекта.
Составление перечня источников выбросов и перечня выбрасываемых веществ
На основе визуального осмотра территории, составляется перечень источников выбросов (труб, вентиляций, шахт и т.п.) с описание тех процесса, для последующего определения выбрасываемых источником загрязняющих веществ.
Составление ТЗ в лабораторию для проведения измерений выбросов (при необходимости)
Составляется техническое задание в лабораторию для проведения замеров на источниках выбросов подлежащих лабораторным исследованиям.
Получение от лаборатории протоколов измерений выбросов
Выезд лаборатории для замеров и получение от неё готовых протоколов исследований по веществам согласно источникам выбросов.
Получение справочного и и картографического материала
Заказ и получение в государственных структурах справочного и картографического материала:
Справка о фоновых концентрациях веществ в атмосфере;
Справка о климатических характеристиках района;
Ситуационный план в масштабе 1:2000;
Привязка к местной системе координат.
Расчёт нормативов допустимых выбросов (НДВ)
После получения справочного материала и на основе готовых протоколов лабораторных исследований источников выбросов проводит расчёт нормативов и составляется проект НДВ, имеющий следующие основные разделы:
Аннотация (пояснительная записка);
Проведение расчётов рассеивания загрязняющих веществ;
Составление плана-графика контроля НДВ;
Выводы по проекту.
Согласование проекта НДВ в ФБУЗ
Оплата и передача скомпонованного проекта НДВ в «Центр гигиены и эпидемиологии» для проведения экспертизы с последующим получением «Экспертного заключения на проект НДВ».
Также в Постановлении №2055 говорится каким образом должны утверждаться нормативы выбросов в зависимости от категории:
для объектов 1-й категории НДВ утверждаются комплексным экологическим разрешением (КЭР);
для объектов 2-й категории НДВ могут также утверждаться КЭР, если объект попадает под условия КЭР и предприятие захотело его получить; в ином случает НДВ являются приложением к Декларации о воздействии на ОС (ДВОС) и утверждаются на самом предприятии;
для объектов 3-й категории НДВ и утверждаются на самом предприятии, иначе говоря, его руководителем.
Однако появилось новое требование: НДВ хоть и утверждаются руководителем предприятия, однако, цитата: «утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического разрешения». Т.е. получается, что всё равно необходимо будет осуществлять процедуру согласования НДВ в Роспотребнадзоре.
Как мы часто пишем: если наличие какого-то документа является обязательным для природопользователя, то его отсутствие обязательно карается штрафными санкциями. Проект НДВ в этом случае не является исключением: согласно статье 8.21 кодекса об административных правонарушениях за его отсутствие штрафным санкциям подвержены:
должностные лица – 40 000 – 50 000 рублей;
ИП – 30 000 – 50 000 рублей;
юридические лица – 180 000 – 250 000 рублей;
особое наказание: остановка работы предприятия на 90 суток.
Образцы и формы документа
Частые вопросы
Другие материалы по теме