По будням с 09.00 до 18.00
Мы online:

Как мы уже неоднократно отмечали: инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ – это базовый документ в той части экологического проектирования, которое касается выбросов в атмосферу. Это как фундамент для дома: нельзя буде построить дом площадью 100 кв. метров на фундаменте в 20 кв. метров или высотой в 10 этажей, если фундамент не глубокий. Так же и от инвентаризации выбросов будет зависеть всё последующая документация, касающаяся выбросов веществ в атмосферу: все (абсолютно все) последующие проекты будут ссылаться на неё и поэтому она должна учитывать все необходимые в последующем исходные данные.

Новый приказ по инвентаризации

Именно поэтому необходимо внимательно относиться к базовым документам, касающимся инвентаризации выбросов. И если ст.30 Федерального закона № 96 (закон «Об охране атмосферного воздуха») уже давно все знают и её содержание не меняется, то вот с остальными подзаконными актами периодически происходят изменения. К сожалению раз в несколько лет законотворцы меняют НПА касающиеся данного вопроса: казалось — ещё только недавно вышел из-под принтера Приказ Минприроды РФ № 352 от 07.08.2018 года (и вступивший в силу в середине 2019 года), и вот не прошло и пары лет, как он стал считаться устаревшим и отменённым: уже с 1-го марта 2022 года вступил в силу Приказ Минприроды РФ № 871 от 19.01.2021 года, которым мы и пользуемся на данных момент.

Изменения в порядке инвентаризации

Раз вышел новый подзаконный акт, то основной вопрос будет: а что изменилось в новых правилах инвентаризации выбросов? Что нового нам принёс новый Приказ Минприроды?

На самом деле глобальных изменений не предусмотрено. Самое заметное (и, пожалуй, важное) из них это то, что теперь опять (!) нужно будет учитывать передвижные источники выбросов. Многие экологи помнят что они учитывались до появления Приказа № 352, потом перестали учитываться и вот опять они к нам снова вернулись. Хотя нельзя сказать что это нелогичное решение, как раз таки нелогичным было решение убрать их ранее, а сейчас всё возвращается на прежнее места: ведь автомобили (а именно они основные типы передвижных источников) вносят заметный вклад в выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.

Так же из изменений присутствуют новые таблицы и некоторое видоизменение старых («старых» с 1 марта 2022 года), но об этом мы ещё напишем подробнее.

Порядок выполнения работ

01

Осмотр площадки

Выезд на площадку заказчика для осмотра территории, источников выделения, источников выбросов, территории вокруг объекта.

02

Составление перечня источников выбросов и перечня выбрасываемых веществ

На основе визуального осмотра территории, составляется перечень источников выбросов (труб, вентиляций, шахт и т.п.) с описание тех процесса, для последующего определения выбрасываемых источником загрязняющих веществ.

03

Составление ТЗ в лабораторию для проведения измерений выбросов (при необходимости)

Составляется техническое задание в лабораторию для проведения замеров на источниках выбросов подлежащих лабораторным исследованиям (если они необходимы и не были проведены ранее).

04

Получение от лаборатории протоколов измерений выбросов

Выезд лаборатории для замеров и получение от неё готовых протоколов исследований по веществам согласно источникам выбросов.

05

Расчёт параметров источников выбросов

Проводятся расчёты рассеивания загрязняющих веществ и их приземных концентраций на различном расстоянии от объекта (от его источников выбросов).

06

Составление «Отчёта об инвентаризации»

Составляется «Отчёт об инвентаризации выбросов», где указываются

  • Характеристики источники выбросов;

  • Составление карты и схем расположения источников выбросов;

  • Составление таблиц с расчётами выбросов.

07

Передача заказчику «Отчёта об инвентаризации» и его подписание у руководителя

Компоновка «Отчёта от инвентаризации выбросов», передача его заказчику и подписание его у руководителя заказчика.

Корректировка инвентаризации выбросов

Вторым по популярность, возможно, станет вопрос: а что делать с инвентаризацией проведённой ранее: выбросить и делать по новой или можно отредактировать имеющуюся? Тут однозначного ответа нет: в Приказе 871 присутствует размытая фраза: «Документация… утверждённая до вступления в силу Приказа [№ 871] является действующей и подлежит корректировке в случаях, предусмотренных [настоящим] Порядком». Пока мы можем только сказать что, по всей видимости, если у природопользователя не имеется передвижных источников выбросов, то можно ничего не менять, а вот если передвижные источники выбросов присутствуют, то нужно делать новую инвентаризацию. Законодатель отвёл на такие изменения 1 год после вступления в силу Приказа, т.е. до 1-го марта 2023 года и если вы до сих пор не внесли изменений — то сделайте это в кротчайшие сроки, т.к. уже наступила административная ответственность!

Инвентаризации выбросов. Ответственность.

А вот если говорить об этой самой «ответственности» за отсутствие инвентаризации выбросов или за несвоевременную корректировку имеющегося «Отчёта от инвентаризации выбросов», то с точки зрения КоАП всё осталось пока неизменным – всё та же статья 8.5 гласит, что за данное будут наложены следующие денежные штрафы:

  • на должностных лиц – 3 000 – 6 000 рублей;
  • на юридических лиц – 20 000 – 80 000 рублей.

Частые вопросы

Да, т.к. инвентаризация выбросов является основой для всех проектов по воздуху, то при новой инвентаризации (если она отличается от старой), необходимо все проекты связанные с выбросами делать заново. Это могут быть: категория объекта НВОС, проекты НДВ и СЗЗ (кому необходимо), программа ПЭК, «план мероприятий при наступлении НМУ«, а также годовые отчёты по выбросам (отчёт по ПЭК, Декларация о плате за НВОС, отчёт «2 ТП — воздух»).

Да, если изменился тех. процесс: добавились/убавились источники выбросов; открылось дополнительное производство и т.п., то необходимо произвести новую инвентаризацию выбросов и соответственно переделывать всю документацию с этим связанную.

Инвентаризация источников выбросов нужна для определения количества и типов источников выбросов с их характеристиками, а также для определения загрязняющих веществ, выделяющихся в атмосферу; на инвентаризации выбросов в дальнейшем будет основываться вся документация по выбросам предприятия — получение категории объекта НВОС, проекты НДВ и СЗЗ (кому необходимо), программа ПЭК и «план мероприятий при наступлении НМУ«, годовые отчёты.

Срок проведения инвентаризации выбросов всегда индивидуален и зависит от типа предприятия, количества источников выбросов, необходимости проведения лабораторных исследований и пр. Мы рекомендуем выездной аудит специалистов для определения всех вопросов.

От инвентаризации выбросов, в зависимости от категории объекта НВОС, зависит следующая документация по экологии:

Инвентаризацию выбросов необходимо проводить всем юридическим лицам и ИП, у которых имеются источники выбросов в атмосферу. Какие бывают источники выбросов можно узнать в нашей статье.

Инвентаризация выбросов — это процедура определения у предприятия количества источников выделения вредных веществ, количества источников выбросов, типов источников и их характеристик, а также определения самих загрязняющих веществ, выделяющихся в атмосферу.

Нас рекомендуют

Заказать консультацию