Сроки
От двух недель (без лабораторных исследований)
Необходимость произвести инвентаризацию источников загрязнения воздуха, организациям у которых данные выбросы имеются, возникает практически сразу, как только они начинают подготавливать экологические проекты. Дело тут даже не в том, что так делать обязывает закон (в прямом смысле: ФЗ № 7 и ФЗ № 96 обязывают производить инвентаризацию источников выбросов), а в том, что без проведения инвентаризации невозможно (или по крайней мере очень сложно) разработать многие другие экологические документы, например:
постановку на учёт объекта негативного воздействия на ОС;
разработку и расчёт нормативов допустимых выбросов – НДВ (ранее был известен как проект ПДВ), да и вообще понять необходимость выполнения данного расчёта;
составление плана мероприятий при НМУ (неблагоприятных метеоусловиях);
разработку санитарно-защитной зоны (если требуется по СанПиНу);
разработку программы ПЭК.
Для всех этих документов потребуются данные из инвентаризации источников загрязнения атмосферного воздуха.
Инвентаризацию можно провести двумя методами: расчётным и инструментальным. Давайте разберёмся что это такое в каждом случае, а также рассмотрим положительные и отрицательные моменты при выборе способа, которым вы планируете проводить инвентаризацию источников загрязнения атмосферного воздуха.
Первый метод — расчётный. Он так называется, потому что проводится (рассчитывается) на основании методических указаний, а так же «аналогий» с источниками у похожих организаций или же на основании паспортных данных оборудования. Данные там берутся «средние» по отрасли, и чаще всего старые, т.е. с тех пор прогресс шагнул вперёд в плане очистки выбросов.
Из минусов данного способа, как уже сказано: данных в среднем по всем похожим организациям, а в методических указаниях всегда размещаются приближенные к максимальным данные выбросов, чтобы, так сказать «не промахнуться». Как можно понять итоговые результаты практически всегда больше, чем фактические выбросы.
Из плюсов – экономия на лабораторных исследованиях.
Второй метод — инструментальный. Не редко именно он и рекомендуется, т.к. позволяет получить фактическую картину того, что происходит с выбросами на предприятии. Для этого проводятся фактические замеры на источниках выбросов с помощью аккредитованной лаборатории, замеряющей вещества, задание на исследование которых дал эколог. После предоставления протоколов исследований, на их основании проводятся уже недостающие расчёты (да, тут их тоже нужно делать, но больше в виде математических уравнений, а не цифр с «потолка» или древних таблиц).
Из минусов данного метода – очевидная дороговизна: к сожалению, это не очень дешёвое удовольствие, а если у компании много источников выбросов (а старые производства этим грешат, хотя можно всё выбрасывать в пару труб, если грамотно развести вентиляцию), то вся эта процедура может стоить в разы больше, чем разработка основного проекта.
Из плюсов – это понимание фактического состояния выбросов на предприятии, однозначно меньшее получившееся значение количества выбросов по сравнению с расчётным методом (при прочих равных условиях), и соответственно, меньшая плата за негативное воздействие в плане воздуха (выбросов).
Порядок выполнения работ
Осмотр площадки
Выезд на площадку заказчика для осмотра территории, источников выделения, источников выбросов, территории вокруг объекта.
Составление перечня источников выбросов и перечня выбрасываемых веществ
На основе визуального осмотра территории, составляется перечень источников выбросов (труб, вентиляций, шахт и т.п.) с описание тех процесса, для последующего определения выбрасываемых источником загрязняющих веществ.
Составление ТЗ в лабораторию для проведения измерений выбросов (при необходимости)
Составляется техническое задание в лабораторию для проведения замеров на источниках выбросов подлежащих лабораторным исследованиям (если они необходимы и не были проведены ранее).
Получение от лаборатории протоколов измерений выбросов
Выезд лаборатории для замеров и получение от неё готовых протоколов исследований по веществам согласно источникам выбросов.
Расчёт параметров источников выбросов
Проводятся расчёты рассеивания загрязняющих веществ и их приземных концентраций на различном расстоянии от объекта (от его источников выбросов).
Составление «Отчёта об инвентаризации»
Составляется «Отчёт об инвентаризации выбросов», где указываются
Характеристики источники выбросов;
Составление карты и схем расположения источников выбросов;
Составление таблиц с расчётами выбросов.
Передача заказчику «Отчёта об инвентаризации» и его подписание у руководителя
Компоновка «Отчёта от инвентаризации выбросов», передача его заказчику и подписание его у руководителя заказчика.
Разумеется, возможен и комбинированный вариант, так сказать «золотая середина», когда всё что можно и разумно делается расчётным методом, а для остальных источников выбросов заказывается лаборатория. Более того некоторые виды выбросов невозможно рассчитать, или обратный вариант – источник невозможно замерить:
слишком высоко;
невозможно из-за конструкционных особенностей (привет «советским», и иногда и «царским» трубам);
слишком малая концентрация для улавливания приборами и т.д.
Поэтому комбинированный вариант один из самых распространённых.
В связи с тем, что инвентаризация выбросов основа для многих других проектов, а значит обязательна для большого числа организаций, то в КоАП предусмотрены штрафные санкции за её отсутствие. Во что написано в статье 8.5 КоАП о размере денежных штрафов за отсутствие инвентаризации выбросов:
должностные лица платят от 3 000 до 6 000 рублей;
юр. лица платят от 20 000 до 80 000 рублей.
Далеко не во всех организациях имеются штатные экологи и не все могут правильно составить отчёт об инвентаризации источников загрязнения атмосферного воздуха, и потому мы предлагаем наши услуги в разработке данного проекта. Стоимость, разумеется, зависит от предприятия и количества имеющихся источников, однако начинается с вполне демократичной цифры в 20 000 рублей. Наши инженеры экологи подготовят для вас все необходимые документы в оптимальные сроки, и всегда помогут вам и проконсультируют по всем прочим вопросам экологического законодательства.
Частые вопросы
Да, т.к. инвентаризация выбросов является основой для всех проектов по воздуху, то при новой инвентаризации (если она отличается от старой), необходимо все проекты связанные с выбросами делать заново. Это могут быть: категория объекта НВОС, проекты НДВ и СЗЗ (кому необходимо), программа ПЭК, «план мероприятий при наступлении НМУ«, а также годовые отчёты по выбросам (отчёт по ПЭК, Декларация о плате за НВОС, отчёт «2 ТП — воздух»).
Да, если изменился тех. процесс: добавились/убавились источники выбросов; открылось дополнительное производство и т.п., то необходимо произвести новую инвентаризацию выбросов и соответственно переделывать всю документацию с этим связанную.
Инвентаризация источников выбросов нужна для определения количества и типов источников выбросов с их характеристиками, а также для определения загрязняющих веществ, выделяющихся в атмосферу; на инвентаризации выбросов в дальнейшем будет основываться вся документация по выбросам предприятия — получение категории объекта НВОС, проекты НДВ и СЗЗ (кому необходимо), программа ПЭК и «план мероприятий при наступлении НМУ«, годовые отчёты.
Срок проведения инвентаризации выбросов всегда индивидуален и зависит от типа предприятия, количества источников выбросов, необходимости проведения лабораторных исследований и пр. Мы рекомендуем выездной аудит специалистов для определения всех вопросов.
От инвентаризации выбросов, в зависимости от категории объекта НВОС, зависит следующая документация по экологии:
Инвентаризацию выбросов необходимо проводить всем юридическим лицам и ИП, у которых имеются источники выбросов в атмосферу. Какие бывают источники выбросов можно узнать в нашей статье.
Инвентаризация выбросов — это процедура определения у предприятия количества источников выделения вредных веществ, количества источников выбросов, типов источников и их характеристик, а также определения самих загрязняющих веществ, выделяющихся в атмосферу.