По будням с 09.00 до 18.00
Мы online:

В 2025 году правила паспортизации отходов остаются теми же что и последние пару лет: необходимо исследовать отход, получить протокол химического или морфологического (компонентного) состава и на основании полученного протокола оформить паспорт отхода. Разумеется, для заполнения паспорта отхода необходимо также знать и место (места, если их несколько) образования отходов, а также прочие необходимые реквизиты и данные.

Нужно ли согласовывать паспорт отхода?

И хотя с последней версии приказа о паспортизации отходов прошло уже более 4-х лет (напомним: текущий приказ о паспортизации отходов – это Приказ Минприроды РФ № 1026 от 08.12.2020 года) всё равно многие люди полагают, что паспорт отхода нужно согласовывать. Итак, по текущему законодательству – на начало 2025 года паспорт отхода НЕ нужно согласовывать, более того, с принятием уже упомянутого приказа № 1026, паспорта отходов не нужно даже отправлять в Росприроднадзор в уведомительном порядке. Поэтому делается только 1 экземпляр паспортов отходов, и он хранится у природопользователя и предоставляется по требованию (например, для перевозчика отходов или при проверке).

Какими законами руководствуются в 2025 году

Основные нормативные акты (законы, приказы, постановления и т.п.) которыми руководствуются при изготовлении паспортов отходов в 2025 году пока прежние:

  • Федеральный закон № 89 (Об отходах производства и потребления). Это «общий» закон определяющий «направление», в котором движется законодательство по обращению с отходами и всем с этим связанным;
  • Приказ Росприроднадзора РФ № 242 от 22 мая 2017 г. Это документ, вводящий в действие ФККО (классификационный каталог отходов) – документ которым пользуются абсолютно все, когда разрабатывают паспорта отходов; практически настольный справочник всех экологов;
  • Приказ № 1026 Минприроды – собственно пока главный нормативный акт, которым пользуются при разработке паспортов отходов;
  • Приказ № 1027 Минприроды – в основном посвящён паспортизации отходов, не входящих в ФККО, но также обозначает признаки, по которым можно отнести отход к тому или иному виду.

Кстати, последние 2 приказа действуют до 1 января 2027 года, т.е. всего 2 года, а значит в следующем году, скорее всего, будет или продление данных законов или введение каких-либо новых, которые их заменят, но в 2025 году всё ещё будем пользоваться ими.

Порядок выполнения работ

01

Осмотр площадки и анализ видов отходов

Осмотр территории предприятия организации для определения отходообразующей деятельности и составления перечня образующихся отходов.

02

Составление перечня отходов и определение их согласно ФККО

Преобразование отходов, найденных на площадке заказчика из «бытовых названий» в названия согласно ФККО.

03

Составление заявки в лабораторию для проведения анализов отходов

После определения количества отходов и согласования их с заказчиком составляется заявка в лабораторию, аккредитованную на проведение исследований отходов.

04

Согласование протоколов с лабораторией

Лаборатория на основе заявки с видами отходов проводит анализ отходов и после этого предоставляет предварительные варианты протоколов (черновики) для проверки: наименования отходов, адресов отбора проб, названия юридических лиц и т.п. Это всё делается с целью избежать ошибок при дальнейшей печати протоколов исследований.

05

Получение готовых протоколов отходов

После согласования протоколов отходов, лаборатория предоставляет окончательные варианты протоколов с указанием необходимых данных.

06

Разработка паспортов отходов

На основе полученных протоколов лабораторных исследований отходов происходит разработка самих паспортов отходов, подготовки сведений об отходе, в отдельных случаях расчёта класса опасности отхода.

07

Передача ПО заказчику

После разработки паспортов отходов формируется комплект документов по паспортам отходов для передачи на подпись заказчику.

Наказания за отсутствие паспортов отходов

Напомним, что обязанность разрабатывать паспорта отходов существует у всех природопользователей у которых образуются отходы (т.е. у всех), и если паспорт отхода не сделать, то можно получить следующие штрафные санкции:

  • для должностных лиц – от 20 тыс до 40 тыс;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 40 тыс до 60 тыс;
  • для юр. лиц – в диапазоне от 200 тыс до 350 тыс;

Сколько стоит паспорт отхода в 2025 году

Мы долгое время старались держать самые приемлемые цены на разработку паспортов отходов и не повышали их стоимость, но инфляция и повышение цен лабораториями вынуждают и нас следовать за рынком. Стоимость отхода в 2025 году равна 4 000 рублей, и даже эта цена очень выгодна для наших клиентов.

Частые вопросы

Наши цены указаны без НДС, т.к. мы применяем упрощённую систему налогообложения и не платим НДС в принципе.

Нет для отходов 5-го класса паспорт отхода не нужно делать – это указано в законах. Для данных отходов делается отдельное лабораторное исследование – «Биотестирование», оно и подтверждает, что отход относится к 5-му классу опасности.

На данный момент с точки зрения экологического законодательства медицинские отходы не являются отходами и на них невозможно сделать паспорт отхода. Пока существует только сноска в СанПиН 2.1.3684-21 о том что «медицинские отходы класса А» можно ассоциировать с ТКО в плане обращения с отходами, но паспорта отходов при этом всё равно не делаются.

Компания-перевозчик отходов в конце отчётного периода (обычно это квартал) передаёт образователю отходов «акт о приёме-передачи отходов» (не путать с бухгалтерским «актом выполненных работ») в котором указываются виды отходов, забранные в данном периоде и количество, указанное в тоннах и/или куб. метрах. Данный акт в дальнейшем будет основным документом при составлении всех отчётностей по отходам.

Накопление отходов возможно до 11 месяцев, но не более, т.к. иначе это будет являться «размещением» отходов, которое лицензируется, а отсутствие лицензии карается большими штрафами. Но также необходимо отметить, что для отдельных отходов предусмотрены санитарные нормы накопления: допустим смешанные отходы, содержащие пищевые отходы, необходимо вывозить не реже 1 раза в 3 дня.

Если это отходы 1-4 класса опасности, то нет — их необходимо передавать ТОЛЬКО организациям, имеющим лицензию на обращение с отходами (сбор, транспортирование, утилизация, размещение). Если это отходы 5 класса опасности, то их можно отдавать нелицензируемым организациям или лицам, но даже в этом случае необходимо документирование такой передачи (договор, сколько и кому передано отходов).

На данные момент законодательство требует наличие паспорт отхода у «образователя отхода», не зависимо от того, чем он занимается, поэтому даже если компания работает только в офисе и за неё отчитывается арендодатель ей всё равно необходимо разрабатывать паспорт отхода (ТБО).

До 2021 года необходимо было для всех паспортов отходов отправлять их вторые экземпляры в Росприроднадзор, с 2021 года этого делать не нужно. Данное требование осталось только для отходов, не входящих в ФККО, но с такими отходами сталкивается очень малое количество предприятий.

Нет, текущее законодательство по паспортизации отходов распространяется только на юридических лиц и ИП.

Столько, сколько у предприятия образуется отходов от прямой и сопутствующей деятельности, для этого перед паспортизацией отходов необходимо производить инвентаризация отходов.

Другие материалы по теме

Нас рекомендуют

Заказать консультацию