Отходы 1-го (первого) класса опасности являются самыми «опасными» отходам согласно текущей классификации экологического законодательства (всего, напомним, существует пять классов опасности отходов). Причём раз получается, что это самые опасные отходы, то и обращаться с ними необходимо соответствующе: необходимо выделить отдельное помещение и тару для хранения подобных отходов. Например, всем знакомые ртутные лампы, имеющиеся почти в каждом офисе, как раз являются образцом такого вида отходов, поэтому им необходимо обеспечить надлежащее хранение до утилизации.
С 1 марта 2022 года на территории нашей страны был введён «Федеральный экологический оператор» (ФЭО), им стала госкорпорация «Росатом», которая в свою очередь создала дочернее образование: ФГУП «ФЭО». Между прочим, его ещё иногда называют «Оператор по обращению с отходами первого и второго класса» (Оператор ОПВК). Только этому оператору природопользователи имею право отдавать отходы 1-го класса опасности, а оператор в свою очередь обязан забрать у природопользователя данные отходы.
Также имеется дополнительная «бюрократическая нагрузка» в виде необходимости заполнять заявку на вывоз отходов 1-го класса на сайте ОПВК, при заполнении которой необходимо будет вносить данные паспорта отхода 1-го класса опасности. В свою очередь паспортизация отходов 1-го класса опасности ничем не отличается от паспортизации прочих видов и классов отходов (кроме пятого класса, разумеется): необходимо знать, что это за отход, его состав, кто его образовал (организация) и место образования отхода, т.е. всё согласно Приказу Минприроды № 1026 от 08 декабря 2020 года.
Штраф за отсутствие паспорта отхода 1-го класса опасности общий, как и за отсутствие паспорта и для любого другого вида отхода, несмотря на опасность отходов данного вида. На текущий момент этот штраф составляет до 350 тыс. рублей (Пункт 9 статьи 8.2 КоАП). Чтобы избежать подобный подобных ситуаций, мы в компании «ДПЭ» оказываем помощь в разработке паспортов отходов 1-го класса опасности. Стоимость разработки составляет 3500 рублей, что в 100 раз меньше возможного штрафа, который всё равно не освободит от необходимости разработки паспорта отхода. Обращайтесь к нашим специалистам и мы будем рады Вам помочь!
Порядок выполнения работ
Наши цены указаны без НДС, т.к. мы применяем упрощённую систему налогообложения и не платим НДС в принципе.
Нет для отходов 5-го класса паспорт отхода не нужно делать – это указано в законах. Для данных отходов делается отдельное лабораторное исследование – «Биотестирование», оно и подтверждает, что отход относится к 5-му классу опасности.
На данный момент с точки зрения экологического законодательства медицинские отходы не являются отходами и на них невозможно сделать паспорт отхода. Пока существует только сноска в СанПиН 2.1.3684-21 о том что «медицинские отходы класса А» можно ассоциировать с ТКО в плане обращения с отходами, но паспорта отходов при этом всё равно не делаются.
Компания-перевозчик отходов в конце отчётного периода (обычно это квартал) передаёт образователю отходов «акт о приёме-передачи отходов» (не путать с бухгалтерским «актом выполненных работ») в котором указываются виды отходов, забранные в данном периоде и количество, указанное в тоннах и/или куб. метрах. Данный акт в дальнейшем будет основным документом при составлении всех отчётностей по отходам.
Накопление отходов возможно до 11 месяцев, но не более, т.к. иначе это будет являться «размещением» отходов, которое лицензируется, а отсутствие лицензии карается большими штрафами. Но также необходимо отметить, что для отдельных отходов предусмотрены санитарные нормы накопления: допустим смешанные отходы, содержащие пищевые отходы, необходимо вывозить не реже 1 раза в 3 дня.
Если это отходы 1-4 класса опасности, то нет — их необходимо передавать ТОЛЬКО организациям, имеющим лицензию на обращение с отходами (сбор, транспортирование, утилизация, размещение). Если это отходы 5 класса опасности, то их можно отдавать нелицензируемым организациям или лицам, но даже в этом случае необходимо документирование такой передачи (договор, сколько и кому передано отходов).
На данные момент законодательство требует наличие паспорт отхода у «образователя отхода», не зависимо от того, чем он занимается, поэтому даже если компания работает только в офисе и за неё отчитывается арендодатель ей всё равно необходимо разрабатывать паспорт отхода (ТБО).
До 2021 года необходимо было для всех паспортов отходов отправлять их вторые экземпляры в Росприроднадзор, с 2021 года этого делать не нужно. Данное требование осталось только для отходов, не входящих в ФККО, но с такими отходами сталкивается очень малое количество предприятий.
Нет, текущее законодательство по паспортизации отходов распространяется только на юридических лиц и ИП.
Столько, сколько у предприятия образуется отходов от прямой и сопутствующей деятельности, для этого перед паспортизацией отходов необходимо производить инвентаризация отходов.